Понятие янтры многозначно. Янтра - это символ,
графическое изображение энергий Божества. Слово
"янтра" состоит из друх частей: "ян",
что означает удерживание или сохранение, и
"тра", сокращенное от "трана" -
освобождение, очищение, таким образом янтра
является средством освобождения от
ограничений, сдерживающих факторов путем
концентрации. Иногда начальному слогу
приписывают происхождение от имени Бога Смерти
Ямы, в этом случае значение янтры несколько
изменяется и состоит в освобождении от влияния
Ямы, уз смерти.
Созерцание янтры направлено на присоединение к
энергетическим структурам Божества, которое
отображает конкретная янтра, и достижению таким
образом определенной цели будь то достижения
материальной реализации или состояния.
Созерцание янтры необходимо сопровождать с
произнесением соответствующей ей мантры (от
"ман" - ум). Однако в работах духовных
учителей я встречала запрещение употребления
мантр, которые не были даны сандаку его
учителем, в виду небезопасности их
использования. Поэтому, если соответствующие
мантры Вам не были даны, при работе с янтрой
лучше произвосить универсальную мантру ОМ (АУМ).
Ниже я привожу некоторые индуистские
янтры с выдержками из их описания и краткими
комментариями.
Шри-янтра очень
притягательна и могущественна. Она состоит из
девяти пересекающихся треугольников. Четыре из
них обращены вершинами вверх, а остальные -
вершинами вниз. Четыре обращенных вершинами
вверх треугольника относятся к Шиве, а
оставшиеся пять являются треугольниками Шакти.
Сочетание девяти треугольников образует
шри-янтру - самую динамичную из всех янтр. Если
начертить сходную схему, состоящую из восьми
пересекающихся треугольников, четыре из которых
направлены вверх и четыре - вниз, то получится
уравновешенная, статичная фигура. Вызванное
добавлением еще одного треугольника нарушение
равновесия делает янтру динамичной и более
мощной. Шри-янтра представляет собой
единственную асимметричную схему, однако ее
красота заключается в том, что на первый взгляд
она кажется симметричной.
Этой янтре поклоняются для исполнения самых
разнообразных желаний. Пять треугольников,
обращенных вершиной вниз, являются обителями
пяти шакти: Пармы, Раудри, Джайештхи, Ам-бики и
Парашакти. Четыре направленных вверх
треугольника символизируют мужское начало, Шиву,
а также принципы иччхи, крийи, джняны и шанти.
Треугольники олицетворяют йони. Бинду,
восьмилепестковый лотос, лотос с шестнадцатью
лепестками и бхупур являются символами Шивы.
Таким образом, эта янтра представляет собой
слияние элементов Шивы и Шакти, единство которых
составляет весь космос. Два кольца лепестков
лотоса считаются сома-мандалой, "лунной
мандолой".
Поклонение этой янтре приносит самые
разнообразные силы и достижения, однако его
необходимо проводить под руководством
наставника, гуру, посвященного в таинства
Шри-Видьи.
Дурга
символизирует недвойственное существование
наполненного энергией сознания, или обладающей
сознанием энергии. Будучи Божественной Матерью,
она уничтожает дисгармонию, вызывающую
нарушения равновесия в феноменальном мире. Она
желает добра всем и каждому - даже тем, кого
уничтожает, ибо она приходится матерью и этим
созданиям.
Медитация на шафрановом цвете дурга-янтры
порождает охлаждающий синий цвет, наполняющий
практикующего безмятежностью и чистотой.
Девятиконечная звезда, как и в шри-янтре, приятна
и привлекательна для взора и в отношении
зрительного воздействия уступает по могуществу
только шри-янтре. Цвет бхупура
соответствует солнечному свету, так как Дурга
являет собой божественную лучезарность,
слившуюся в женском облике. Медитация на этом
цвете порождает дополняющий синий цвет, который
приносит покой и передает медитирующему
магнитную энергию. Лотос с восемью лепестками
олицетворяет восьмерицу свойств всего сущего:
любовь, милосердие, самопожертвование, покаяние,
самоотверженное служение, преданность, веру и
отстраненность от личных обретений. Эти качества
помогают развиваться Божественному внутри
человека и уводят его от духкхи (страдания),
даридры (бедности) и дурвьясаны (дурных привычек
и наклонностей); рогагхны (болезней); и
папагхны (несправедливости, арелигиозности,
жестокости и лености). Три золотых кольца
символизируют три составляющих времени: прошлое,
настоящее и будущее. Девятиконечная звезда в
центре, образованная четырьмя
перекрещивающимися треугольниками,
олицетворяет девять шакти (нава-дурга) . Три
треугольника обращены вершинами вверх и
означают три изначальные силы: созидающую
(Брахма), сохраняющую (Вишну) и разрушающую (Шива).
Они пребывают в такой гармонии, что совмещаются
друг с другом - это значит, что созидание,
сохранение и разрушение также соединяются во
времени. Эти три треугольника символизируют
сияние, свет, исходящий из уст трех богов
индуистской Троицы. Четвертый треугольник,
обращенный вершиной вниз, олицетворяет телесное
воплощение света, объединенной Божественной
Силы. Наложение всех четырех треугольников
порождает еще один треугольник в центре. Он
обращен вершиной вверх и означает саму
Божественную Мать; каждая сторона этого
треугольника принадлежит одной из трех
Божественных Сил. Центр янтры и центральный
треугольник представляют собой бинду - саму
Божественную Мать.
Имя Ганеша
образовано сочетанием двух слов: гана и иша. Гана
- это все существа, имеющие имя и форму, а иша -
Господь. Таким образом, Ганеша - это бог всего
сущего, всего сотворенного. Титул Ганеша был
присвоен второму сыну Шивы, когда он стал
хранителем, или владыкой, всего сущего. Тот, кто
вспомнит о нем в начале любого предприятия и
вознесет Ганеше хвалу, избавится от помех на пути
к цели - его путь будет легок, и он завершит свое
дело без малейших затруднений. Результаты
медитации на ганеша-янтре воодушевляют садхака и
позволяют ему обрести внутреннее равновесие.
В этой янтре (как в тара-янтре или шри-янтре)
бхупур имеет ярко-зеленый цвет. Зеленый цвет
представляет собой сочетание теплого желтого и
холодного синего, и потому является чрезвычайно
могущественным - это цвет равновесия. Созерцание
зеленого цвета производит дополняющий его цвет:
красный. То есть, если вы будете достаточно долго
смотреть на зеленую фигуру и потом закроете
глаза, то остаточное изображение на сетчатке
будет иметь красный цвет. Это справедливо и в
отношении всех остальных пар взаимно
дополняющих цветов.Красный цвет хорошо заметен
на расстоянии и является цветом жизни,
воодушевления, полного превращения и свободы от
правил и установлений. Лотос ярко-красного цвета
с восемью лепестками олицетворяет восьмерицу
пракритпи (изначальной природы), в которую входят
акаша, воздух, огонь, вода, земля, саттва, раджас и
тамас. Шестиконечная звезда шафранового цвета
символизирует равновесие, вызванное наложением
обращенного вершиной вверх мужского
треугольника и обращенного вершиной вниз
женского треугольника. Желтый треугольник с
направленной вверх вершиной в центре
шестиконечной звезды олицетворяет "мужской
сок", эликсир бессмертия. Цвет этого
треугольника совпадает с цветом кожи тела
Ганеши. Расположенный в центре этого
треугольника (вписанного в шестиконечную звезду)
бинду представляет собой самого Ганешу.
Медитация на этом бинду является главной целью
работы с янтрой. В данном случае бинду имеет
ярко-золотой цвет - притягательный и приятный для
глаз.
Кали является
первой махавидьей. Санскритское слово кала
означает, с одной стороны, "смерть", а с
другой - "время". В феноменальном мире все
ограничено временем. В надлежащий срок шакти
любого существа покидает его, и это существо
умирает. Иными словами, смерть представляет
собой завершение срока существования жизненной
силы (праны). Материя не возникает и не гибнет, она
просто изменяет свою форму. По этой причине
смерть являет собой изменение или превращение.
Кали является богиней таких изменений, которые
совершенно необходимы для обновления энергии
(жизненной силы) и духовного развития.
Привязанность к материальной форме (физическому
телу) вызывает страх перед смертью. Это
основополагающий страх, корни которого кроются в
стволе головного мозга, примитивном мозге; такой
страх является основным препятствием на пути к
духовному развитию. Шумбха и Нишумбха
представляют собой демонические силы
привязанности, угрожающие нашим духовным
помощникам и изгоняющие их из возвышенной
обители. Конец такой угрозе может положить
призывание Кали на помощь этим духовным силам.
Таким образом. Кали освобождает от страха смерти
- основополагающей тревоги первой чакры. Она
жестока по отношению к невежественным людям,
цепляющимся за свои физические тела и извечно
испуганным, однако по отношению к богам (духовным
силам) она проявляет себя как Гаури, которая
приняла облик Кали, чтобы оказать им помощь. Кали
представляет собой махавидью, избавляющую от
авидьи (неведения), которая заставляет человека
бояться смерти.
Внешний квадрат (бхупур, обитель янтры) выглядит
так же, как и в других янтрах: его ворота обращены
к востоку, западу, северу и югу. Две линии вокруг
бхупура и его ворот - одна золотая, другая желтая -
образуют два слоя, а синий цвет самого бхупура
становится третим слоем. Эти слои соответствуют
трем состояниям материи: твердому, жидкому и
газообразному. Каждый слой внутри и снаружи
бхунура (обители) очерчен золотой линией, которая
помогает сохранить геометрическую структуру
схемы. Между бхунуром и круговым узором
расположен треугольник, заметный только
частично - из-за круга выглядывают только его
основание и два угла. Этот треугольник
олицетворяет Космическую Мать (Трипурамбу),
содержащую в себе весь феноменальный мир,
который представлен лотосом с восемью
лепестками. Этот частично видимый треугольник
символизирует беспредельность Божественной
Матери, лишь малая часть которой проявляется как
Кали. Лотос с восемью лепестками означает
восьмерицу пракрити, проявленного: акашу, воздух,
огонь, воду, землю, разум, высшее понимание и
самоосознание. Три золотых круга внутри
лотоса символизируют три аспекта времени, к
которым относятся кармы восьми лепестков
феноменального существования. Этими аспектами
являются прошлое, настоящее и будущее:
соответствующие круги концентричны, то есть
имеют общий центр. Три вложенных треугольника
олицетворяют три гуны: саттву, раджаси тамас - это
три качества или состояния энергии, шакти.
Треугольники соединяются с тремя кольцами
времени. В центре находится бинду, точка для
медитации - сама Божественная Мать Кали. Среди
цветов этой янтры преобладает синий. Медитация
на этом цвете порождает дополняющий оранжевый
цвет, который наделяет вдохновением, делает
человека общительным и восприимчивым к чужим
идеям, а также избавляет от подавленности и
депрессии. Малиновый с оттенком голубого -
цвет центрального треугольника, в котором
находится золотой бинду, - является цветом любви
и веры.
Имя Тара
происходит от санскритского корня тр,
означающего "переносить". Эта богиня
переносит человека через океан относительного
бытия (сансары) . Тара является второй из десяти
махавидий. Тара как махавидья представляет
собой воплощение расы (эмоций) и средств
выражения, то есть речи. Ее облик напоминает
внешний вид Кали - однако, в отличие от Кали, ее
язык не выглядывает изо рта, а в руке она не
держит отрубленную голову. На шее Тары висит
гирлянда из человеческих голов, тогда как у Кали
эта гирлянда состоит из человеческих черепов. И
Кали, и Тара изображаются стоящими на трупе (шава)
. Мертвое человеческое тело символизирует центр
феноменального мира, исчерпавший свой запас расы
(сущности жизни).
Янтра Тары является самой простой и
могущественной из янтр. Ее бхупур имеет
прекрасный голубовато-зеленый цвет, цвет зеленых
листьев, какой встречается в ганеша-янтре и
шри-янтре. Зеленый цвет представляет собой цвет
уравновешенности, которая необходима для
пересечения океана сансары (бхава-сагара).
Медитация на зеленом цвете порождает
дополняющий красный цвет - цвет воодушевления,
свободного движения и восстания против
утвержденных ценностей (правил и установлений).
Лепестки лотоса окрашены бледно-розовым цветом.
Розовый олицетворяет стыдливость. Медитация на
этом цвете делает человека искренним. Обращенный
вершиной вверх треугольник окрашен пунцовым
цветом - цветом ярости (поскольку облик Тары
подобен облику Кали). Тара является богиней,
избавляющей от страха перед морскими бурями и
наводнениями. Ее связь с речью указана
наложением пунцового треугольника на фиолетовый
или лиловый фон акаши - элемента пятой чакры,
которая считается обителью богини знания
Сарасвати. Сарасвати-нади является одной из
четырнадцати важнейших нади, описанных в
тантрических текстах; она завершается на языке,
органе речи. Часто говорят, что на языке мудрого
человека восседает Сарасвати. Медитация на
пунцовом треугольнике, на фоне которого размещен
золотой бинду, порождает зеленый цвет. Таким
образом, медитация на зеленом бхупуре создает
пунцовый цвет, а медитация на пунцовом
треугольнике - зеленый цвет. Такое равновесие
является ключом к пониманию Тары - это
уравновешенность тарака (судна). Благодаря этому
равновесию лодка (тарини) способна держаться на
воде и пересекать водные просторы. Зеленый цвет
нейтрален - он ни горяч, ни холоден, так как
представляет собой сочетание теплого желтого и
холодного синего цветов. Ярко-красный цвет
является цветом насилия, но зеленый умиротворяет
его. Проводимая вначале медитация на зеленом
бхупуре порождает жизненную активность
(выживание сильнейшего, опирающееся на насилие),
а последующая медитация на ярко-красном
(пунцовом) цвете создает зеленый цвет и
устанавливает равновесие. Все завершается
медитацией на бинду - самой шакти Таре.
Санскритское
слово бхуван означает феноменальный мир.
Слово бхуванетвари можно перевести как
"Ишвари (богиня, царица, владычица) всего
сущего в феноменальном мире". Она вовлечена в
каждое явление как Парашакти и присутствует в
индивидуальном сознании как джняна-шакти. Ее
обителями являются центр феноменального мира и
сердечная чакра индивидуального сознания, дживы,
садхака. Ее биджа-звук совпадает с биджей майи, и
по этой причине ее также называют Майей. Майя
представляет собой силу иллюзорности; весь
проявленный мир и познания человека о нем
являются майей. Майя ведет к ложному
отождествлению с телом, которое представляет
собой сильную сторону трех первых чакр, однако в
существующей иллюзорной реальности майя
становится присутствием Божественного.
Путем поклонения Бхуванешвари воплощается в
жизнь божественное провидение, и тогда
иллюзорная природа майи становится игрой
божественной лилы. Это воплощение в жизнь
вызывает изменения как в эмоциональном
состоянии, так и в химических процессах
организма, то есть приводит к переменам в
сознании и осознанности.
Бхупур имеет ярко-желтый цвет с оттенками
пунцового и белого. Желтый цвет является цветом
знания, а знание ведет к блаженству. Медитация на
желтом цвете порождает яркий, сверкающий
фиолетовый цвет - цвет акаши, уводящий
практикующего в состояние глубокой медитации,
которая усиливает осознанность.
Первый круг восьми лепестков лотоса
имеет светло-оранжевый, шафрановый цвет. Этот
цвет является излюбленным для искателей знания и
аскетов. Его природа отлична от характера
обычного оранжевого цвета. Эти восемь лепестков
соответствуют восьмерице отношений: достойное,
недостойное, правильное восприятие, неверное
восприятие, отстраненность, привязанность,
господство и рабство. Таким образом, они состоят
из четырех пар противоположностей,
представляющих собой основные свойства
человеческого мозга, его коры, майи. Второй круг
лотоса с восемью лепестками окрашен цветом, чуть
более ярким, чем светло-шафрановый цвет бхупура:
оттенок белого становится сильнее. Эти восемь
лепестков символизируют восьмерицу пракрити:
пять элементов и три гуны. В центре янтры
находится светло-фиолетовая шестиконечная
звезда из двух равносторонних треугольников, в
которой расположен бинду - сама Бхуванешвари. Эта
шестиугольная звезда ярко-фиолетового цвета
окружена белым (нейтральным) фоном. Вообще
говоря, белый цвет не является цветом - это цвет
света, в котором кроется весь спектр. Белый цвет
не поглощает свет, а отражает его, По этой причине
он похож на знание - в отличие от символа
неведения, черного цвета, который поглощает все
остальные цвета и является отрицанием света.
Медитация на ярко-фиолетовой шестиконечной
звезде порождает желтый цвет знания. Это
означает, что янтра состоит из уравновешивающих
дополняющих цветов.
Матанги
представляла собой Сарасвати\ энергию Сарасвати.
Матанги является богиней речи, музыки и
литературы. Она является богиней речи (вага) ,
наделяющей вагавиласой (ораторским искусством,
беглостью речи и красноречием). Она способна
очаровать любого своим сладкозвучным голосом,
мелодичной музыкой и прекрасной, притягательной
личностью. Ее следует призывать для овладения
речью, творческими способностями, музыкой,
науками и изящными искусствами, а также для
устранения неуравновешенности и достижения
гармонии жизни.
Бхупур имеет оливковый, желтовато-зеленый цвет
(сочетание желтого, оливково-зеленого и белого).
Лотос с восемью лепестками символизирует
восьмеричную пракрити: пять элементов и три
внутренних органа (разум, высшее понимание и
самоосознание). Лепестки окрашены розовым
цветом. Шестиконечная звезда светло-желтого
цвета с оттенком изумрудного размещена на
естественном белом фоне. Золотой бинду
олицетворяет саму Матанги
Камала - другое имя Лакшми, супруги бога
Вишну-Хранителя. Ее называют Камалой, так как она
восседает на розовом лотосе-кмале. Камала
известна также как Шри (это слово означает
лучезарность и великолепие) - и Рама (Пребывающая
в каждом). Таким образом, она является опорой
феноменального мира. Она считается самой
прекрасной богиней - богиней покоя, изящества и
чистоты. К Камале следует обращаться с молитвой о
покое, гармонии, развитии и достатке. Тот, кто
стремится к Лакшми ("благополучию"), должен
начать делиться с другими и заботиться обо всех
окружающих. Когда эта богиня удовлетворена и
практикующий становится состоятельным, его
стремление к роскоши порождает эгоистичность,
которая, в свою очередь, приводит к самым
разнообразным несчастьям. После этого очень
чувствительная и саттвическая Лакшми
отстраняется от него. Тот, кто проявляет заботу о
других, уберегает их души от несчастий, помогает
им и делится с ними средствами, сможет заслужить
ее благоволение, так как своим поведением
подражает Вишну, Богу-Хранителю. Камала связана с
лотосом, который является символом чистоты,
поскольку поднимается из грязного ила, однако
лишен пятен грязи. Кроме того, лотос связан со
светом, так как он раскрывается на восходе и
складывает лепестки на закате; его можно
привлечь чистотой и знаниями.
Бхупур имеет ярко-зеленый цвет.
Восьмилепестковый лотос символизирует
проявленную пракрити (о ней говорилось в
описании матанги-янтры). Его лепестки окрашены
розовым цветом. Шестиконечная звезда имеет
шафраново-золотой цвет (Камала является сестрой
Брахмы и имеет тот же золотой цвег, что и этот
бог). Золотой бинду олицетворяет саму богиню
Лакшми-Камалу.
Цветные изображения янтр, выдержки из коммментариев к янтрам и их описаниям даны по материалам сайта - энциклопедии http://dao.crosna.net Наиболее подробное в Рунете описание всех вышеприведенных янтр, янтры всех десяти махавидий, в том числе и черно-белые, а так же рекомендации по построению и использованию янтр - в разделе Мировые религии. Пути духовного развития.
Изображения индуистских Богов <<< Карта сайта >>> мои OM анимашки
Другие интересные материалы:
Анимированное изображение Шри-янтры на
меди.
Flash Шри-янтра -
грузите, это проверено и безопасно.
Калагия о янтрах.
Шри - янтра
как инструмент изменения психо-физического
состояния
Исследование цвета,
как инструмента воздействия на человека