Собственно со слова "Катманду"
когда-то и началось наше знакомство с Индией. В
марте 2002 года Вовка, наслушавшись в "Брахма
Кумарисе" о прелестях и чудесах Индии
предложил:
- А поедем в Катманду?"
- А где это?
- В Индии.
Я стала прочесывать интернет на предмет как
поехать в Катманду, и выяснилось, что Катманду
совсем не в Индии, зато удалось найти много
информации собственно об Индии, а так же кучу
турагентств и Роберта, который в Индию ездил
неоднократно, а иногда и возит туда других. В
маршруте Роберта после многочисленных
согласований с другими участниками экспедиции (а
числом нас было семеро) после Манали, Дарамсалы,
Агры и Варанаси появился и Непал с Катманду.
Правда в 2002 году до Непала мы так и не добрались,
после Варанаси уже хотелось не впечатлений, а
только отдохнуть в каком нибудь чистом месте,
поэтому вместо сказочного неизвестного Непала
мы вернулись в Химачал Прадеш.
В этом году инфы о Непале было уже только в
полиграфическом виде стопка, плюс еще сайты о
Непале и советы бывалых людей как туда попасть.
Вобщем мы опять собрались в Катманду, и опять
через Индию.
И вот мы купили билеты Туркменских авиалиний,
получили через день после подачи документов
визы и собрали рюкзаки. Мы - это я, Владимир
Коновкин и Дмитрий Сахаров.
2 сентября 2003 года нас загрузили в Воeing-757,
вылелетевший в 20.45 из аэропорта
"Домодедово" в направлении Ашхабада. 757
Боинг больший по размеру и более комфортный
нежели 737, которым мы летели в прошлый раз. В нем 3
салона - VIP и 2 эконом, в салоне на потолке висят
мониторы, которые в режиме реального времени
показывают карту местности, трассу, скорость,
высоту и время в пути. Невегетарианской еды нам
не хватило, не смотря на то, что мы ее заказывали,
вегетарианскую, которую нам дали, есть было
просто не возможно.
Ровно через 3 часа мы сели в Ашхабаде. Температура
воздуха + 27. Время Московское + 30 минут, мобильные
не работают. Надо сказать, что Ашхабадская
транзитная зона место не приспособленное для
пассажиров. Кондиционеров и вентиляторов в
ней нет, есть 2 зала, где установлены скамейки
металлические с овальными прорезями, совсем не
эргономичные, сидеть крайне неудобно, а если в
шортах, то просто больно. Буфет торгует пивом,
чаем, кофе в пакетиках, соками и чипсами, и
мороженным, нормальной еды нет, принимают рубли и
баксы. Зато есть куча спиртного с местным
Президентом - Великим Туркменбаши, портрет
которого красуется и на стенах самолета, и на
стене бара. К слову и авиакомпания местная имени
длинного списка регалий и имен туркменбаши, и
аэропорт тоже, и видимо все вокруг. Орут
одновременно 2 телевизора в зале и буфете. В
туалете (женском) задвижек на кабинках нет, а из
крана течет кипяток. Нет даже государственной
границы, то есть она существует, за ее
пересечение сажают в тюрьму, но где она
проходит понять не возможно, да и не охраняет ее
никто. Зато есть комната для молитвы, но она не
для всех. Duti free продает ковры за дорого,
причудливые бутылки и рога с Президентом за очь
дорого, а так же его основной труд "Рухнама"
за $20 примерно 400 листов, русского текста нет,
впрочем как нет там вообще ничего интересного.
В полвосьмого утра 3 августа, т.е. через 3 часа
20 минут полета мы приземлились в аэропорте
им.Индиры Ганди. Дели встретил нас 30
градусами (по словам командира самолета) и
дождем, т.е. сауной, обычной для этого сезона.
Заполнив декларации и пройдя через границы за
час мы вступили на землю Бхарата.
За время нашего отсутствия курить в аэропорту
запретили. Курс доллара в обменниках аэропорта
был 45,2 рупии. Зато в киосках заказа такси в
аэропорте появились бесплатные карты
Дели, которые были вручены каждому из нас, когда
мы проявили интерес к такси.
После бессонной ночи ужасно не хотелось
катиться на New Delhi station на другой конец города и мы
решили попытать счастье в туристическом офисе
аэропорта. Железнодорожных билетов на ближайшие
5 дней не было ни на Горахпур (через который
бывалые люди ездят в Непал), ни на Раксаул (Raxaul),
штат Бихар (рекомендованный для проезда
Туристическим департаментом Индии, и от которого
до Катманду всего 6 часов на автобусе). Мы побрели
в железнодорожные кассы и после заполнения кучи
бумажек обрели билеты на поезд в Раксаул,
отправлявшийся сегодня же днем. Билет стоил $21
с каждого, значился в нем класс 3А, о котором
индусы говорили, что это хороший
кондиционированный вагон с 3 полками и
занавесками, и отправлялся тот вагон с Old Delhi. Тут
бы и призадуматься над ценой и станцией
отправления, но сзади толпились возбужденные
соотечественники, индусы говорили, что все
отлично, да и вообще как-то не думалось в тот
момент, хотелось поскорее покинуть Дели....
Заплатили 260 Rs. за то, что бы нас отвезли на
Мэйн Базар в отель "Вивек", где мы обычно
останавливались. Водила сперва привез нас в
"очень хороший" отель и пытался выгрузить
вещи, потом таки довез до нужной улицы,
но со стороны вокзала , и заявил, что движения в
нужную нам сторону для машин закрыто, и что мы
можем доехать на рикше, которые уже столпились
вокруг. Вова дал ему червонец, водила остался
очень недоволен.
В "Вивеке" с учетом выезда взяли номер на
троих за 200 Rs. Поели куриной лазаньи в
ресторанчике за "Анупом" с плетеной мебелью
и солнышком на стене, в этом месте это, имхо, самое
приличная заведение, и завалились спать.
Наш поезд отправлялся в 17.20, на вокзал мы приехали
около 16.00, и обнаружили, что мы единственные белые
и на всем вокзале, и наверное на окрестных улицах.
Местный народ тут же сбежался на нас смотреть,
обступив довольно плотным кольцом, глядя
выжидающе и не дружелюбно. Складывалось
впечатление, что мы зашли на чужую территорию.
Касс для иностранцев и информбюро на Олд Дели не
было, что усиливало сомнения, мы рванули в
привокзальное турагентство, где нам подтвердили,
что в нашем купе действительно 3 полки и есть
кондишн. Однако такой класс вагона как-то совсем
не вязался с аборигенами с тюками, сидящими на
полу вокзала. На третьем заходе в
турагенство мне пришла в голову мысль, что
полки-то 3, но напротив еще 3, а через проход еще 3,
что я и попыталась изобразить это руками в
воображаемом купе, после чего индусы закивали,
счастливо улыбаясь от того, что мы поняли. В
утешение нам они пояснили, что не обязательно все
места будут заняты. Мысль о том, что нам предстоит
провести почти сутки наедине с шестермыми
индийцами как то совсем затмила желание ехать
эти поездом. Ребята меня поддержали. Обойдя почти
весь вокзал нам удалось найти кассу возврата и
сдать билеты за полцены.
Однако уехать все таки хотелось и мы двинулись на
Новый вокзал. Кассы для интуристов на 2 этаже были
закрыты, хотя не было еще и 5 часов. Тут же к нам
подкатился добросердечный мужичок, который со
знанием дела начал рассказывать, что в Дели
сейчас фестиваль и кассы будут закрыты еще 2 дня,
но на Коннауте есть одно достойное агентство,
которое сделает для нас все в лучшем виде уже
сегодня. Короче разводил, ребята купились, и не
смотря на мои вопли, мужик посадил нас на рикшу в
сторону хорошего агентства. Проехав черех
Коннаут, и поколесив еще минут 10, рикша тормознул
у невзрачной лавчонки в осыпающемся доме.
"В лучшем виде" стоило $ 120 с морды за вагон 1
класса до Горахпура, $ 240 авиа в один конец до
Катманду, еще можно было взять такси, кое ехало до
Катманду всего 12-14 часов и стоило по $ 160 с каждого
или автобус, который ехал 18 часов. Внимательно
выслушав все это Вова решил, что пора
возвращаться в отель. Собственно Вова был
единственным из нас полноценно говорящим
по-английски, а главное - понимающим местный
ангийский, поскольку он несколько лет слушал
лекции на хиндуинглише в "Брахма Кумарисе".
На полдороге к рикше походит еще один мужик,
который начинает нам впаривать автобус на
Катманду по 60 зеленых с чела. Говорим, что
подумаем, мужик отвечает, что покупать нужно прям
сейчас. Спрашиваем сколько идет автобус. Он
говорит 16 часов. В прошлом году девушки,
оторвавшиеся от нашей группы, ехали в автобусе
толи 36 толи 40 часов. Мужик искренне удивляется и
продолжает пытаться вытрясти из нас денюжки.
Говорим ему спасибо и уходим. Рикша, который нас
привез, почему-то отказался везти нас в отель,
сказав, что он занят, причем выяснилось это
только когда мы уже загрузились.
В "Вивеке" как всегда не было горячей воды,
хотя она и не нужна особо. Взяли 2 номера с
кондиционерами: дабл - 250, сингл - 150. Номера были на
удивлечение чистыми, а белье свежим, правда не до
такой степени, что бы лежать на нем раздевшись;)))
На следующий день, в понедельник 4 августа пошли
гулять по окрестностям.
Зашли в турагенство напротив "Хари
Рама", в переулке, который идет от кинотеатра.
Сидит тот же парень, что и в прошлом году, имя я
забыла. Начинаем пытать по Непал. Он говорит, что
сейчас в Непале сезон и туда едет очь много
народа. Наверное, там действительно лучше, до
отъезда смотрела погодные информары: в Дели
дождь 6 дней в неделю, в Катманду - 4 дня. Наш
знакомый увы не занимается ж\д билетами, автобус
уже ушел и пернется через 2-3 дня, такси он не
советует - дорога очень сложная, машину должен
вести местный. Есть авиабилеты - 2 рейса каждый
день утром и вечером примерно $300 в оба конца.
Ребятам это слишком дорого, берем тайм-аут на
обсуждение вариантов.
Хозяин ресторанчика, в котором мы едим, говорит,
что билеты на Горахпур в принципе есть: 1 класс -
1800, 2 класс - 1000 Rs., но конкретную информацию о них
можно получить только завтра вечером. Почему
нельзя узнать сейчас не говорят. И почему-то нет
уверенности, что завтра с билетами что-то может
решиться...
В Дели ужасно душно, и даже не от навоза и
благовоний, хотя эти ароматы и висят в воздухе,
просто влажность очень высокая. Пот каплями
выступает на лице и льется по спине и затылку
струйками. Принимаешь холодный душ, сохнешь
под пропеллером, и начинаешь чувствовать себя
человеком, но через 10 минут то же самое.
И жарко, очень. Единственное спасение - намочить
голову и одеть мокрую косынку, и периодически
поливаться холодной водой. В противном случае
через полчаса пребывания на улице начинает
мутить, кружится голова, ноги становятся ватными
и перед глазами появляются какие-то световые
пятна, перегрев, одним словом.
Вода стоит 12-15 Rs за литр, 25 за полтора, кола - 20,
холодный чай - 40 Rs. Виски "Аристократ",
который мы собрались купить в качествке
дезинфекции, был только в пластике и за 250 Rs,
подорожав на 50, виски в стекле даже не ожидался.
Купили за 100 Rs карту Индии и сопредельных
государств. Новый Lonely Planet по Индии 2002 года стоит
900 Rs, б\у Индия + Непал 1999 года издания - 300Rs.
Main Bazar живет обычной жизнью. Водилы машин и
моторикш непрестанно давят на клаксон, слава
Богу, хоть движение автомобилей одностороннее.
Редкий велорикша не норовит проехать по ногам.
Иногда возникало желание сесть на рикшу только
для того, что бы не уворачиваться постоянно от
колес. Тротуар, если можно его так назвать, в 10
уже грязный, хотя его в 8 или 9 утра
подмели. Появилось много женщин в сари, в том
году большинство были одеты в пенджаби. Иногда
мимо проходят или проезжают на велорикшах
школьники в форме. Изменился ассортимент
некоторых лавок, появились вышитые майки, разные
хозяйственные железяки и прочее. Продавцы
кричат, зазывая в свои лавчонки замедливших шаг.
Я купила напузник, он был мне велик, продавец
сказал, что ушьет пояс за 5 минут, отдала деньги,
возвращаюсь через час - продавец приветливо
улыбается, напузник все в том же виде. На Пахар
Ганже сегодня не было международной телефонной
связи. Мобилки же, к их чести, наловили 4 сети на
выбор. Бродят за туристами и тянут руки несколько
знакомых нищих, но появились и новые. Щенки,
которых я кормила в прошлом году уже доросли до
среднего размера. Коровы и собаки пожалуй здесь
единственные спокойные и молчащие существа.
Перспектива сидеть тут еще хотя бы пару дней
отбивает все желания, долгожданная поездка в
Непал перестает быть радужной мечтой.
Хочется только побыстрее уехать отсюда... куда
угодно!
Мы сдаемся, берем билет на автобус в Манали на
тот же вечер. В нашем любимом агентстве 3
билета стоят 690 Rs.
Автобус, как обычно, уходит от миссии
Рамакришны в 18.30. И как обычно при продаже билета
нас просят явиться в 17.00 в агентство. Являемся,
сваливаем вещи и топчемся рядом, потому как с
минуты на минуту должен прийти провожатый.
Народу на Манали набирается человек 12.
Провожатый, естественно, приходит в 18.20, и мы
галопом следуем за ним.
В автобусе нет даже неработающих вентиляторов.
В процессе загрузки оказывается, что мест
меньше, чем проданных билетов. Водила пытается
посадить нас на заднее сидение, где не опускается
спинка и некуда девать ноги, и лишь путем
пятикратного, наверное, пересчета мест, удается
убедить его, что мы сидим на предпоследнем ряду.
Водила пересаживает туда пару пару их Хорватии,
израильтянина и англоговорящих между собой
ребят, посидев немного, они сваливают из автобуса
вообще. Еще 3 израильтян сажают в кабину.
Наконец автобус полностью укомплектован: мы, 2
хорватов, 3 индийцев, 3 японцев, 1 совсем
обкуренный человек и человек 10 израильтян.
Как обычно автобус заезжает на заправку, почему
это нельзя сделать заренее - не понятно. Первая
остановка в 22.00, место жуткое, в dhaba очень грязно и
нет меню, нет ни печенья, ни чипсов, пришлось
ограничиться колой. На остановке водила с
помощником чего-то починяют, видимо остановка
как раз для этого.
В полночь автобус, катившийся по трассе на
Чандигарх, почему-то с нее сворачивает на
проселочную дорогу без освещения. Через полчаса
приезжаем в пробку. Наш водила кажется не очень
нормальным, не смотря на просьбы дверь не открыл,
люди выбирались на улицу через его кабину.
Водила автобуса перед нами рубил кусты и мы
по-немногу двигались вперед, через час он встал
совсем, его пытались даже толкать, но тщетно.
Слева - река, справа, видимо, болото. Пришли 2
полиса, стали руководить, еще через полчаса около
2 ночи наш водила закончил починять колесо, мы
развернулись и поехали в объезд.
Дорога кажется состояла из одних ухабов,
автобус ехал очь быстро, и нас просто
подбрасывало. На просьбы пассажиров
остановиться водила не реагировал, остановил
только в 4 утра у какого-то частного дома с
частным же туалетом-домиком без запора и спящими
вокруг на раскладушках людьми, и то видимо лишь
потому, что самому приспичило.
Израильтяне сошли в Куллу, мы ехали до Патликуля
и нас пытались высадить там же. Нам еще дважды
предлагали сойти в каких-то населенных
пунктах по дороге. Наконец, около 10 утра автобус
добрался по Патликуля и мы ступили на твердую
землю.
По приезде на работе меня встретили словами:
"А мы уж и не надеялись Вас увидеть!".
Оказалось, что в Непале, где давно идет
гражданская война, начались активные боевые
действия... Я и не сожалела особо, что мы туда не
попали, но, как выяснилось, на это даже были
причины, о которых никто из нас не знал. Нельзя
наверное нам было туда ездить, потому и не
поехали...
|