Гомукх - место святое, удивительное - очень
покойное и умиротворяющее, не смотря на грохот
реки, брызги, ветры...
Ощущение здесь необычное...
В воздухе легкость и свежесть, которую
хочется вдыхать снова и снова, запомнить этот
вкус, напиться впрок...
Вокруг только камни, льды, вода, снег, облака... И
нет привычных форм жизни - ни травы, ни насекомых,
ни птиц. Но жизнь-то есть, Она чувствуется, Она
здесь просто совсем незнакомая. Точнее
чувствуется огромная, не человеческая,
напряженность Жизни. Здесь Она настолько
грандиозна, что движется медленнее, чем мы живем,
замечаем и вообще можем себе представить.
Цветовая гамма - голубое, серое, белое,
песчанно-бежевое - глазу не за что зацепиться, без
ярких красок зрение, кажется, притупляется...
Пронизывающая все тело низкая вибрация,
созданная вечно рождающейся Гангой, вибрация
разрушительной и созидающей одновременно мощи
Природы.
И во всем величие и неописуемое, непостижимое
умом великолепие, от которого захватывает дух и
стираются все мысли. И как будто вечность
смотрит на тебя нежными и все понимающими
глазами неба...
Переходим через небольшое круглое каменное плато с гладкой поверхностью, окаймленное серыми каменными бортами. Пока мы сидели у Гомукха набежали облака и по окрестностям разлился туман, и теперь плато похоже на тарелку со взбитыми сливками и сладкой ватой.
По дороге встретились 2 индийские женщины,
шествующие самостоятельно. Они налегке, все
необходимое намотали на себя, на головах большие
плоские медные кувшины для святой гангской воды.
Через некоторое время встречаем мужчин, они идут
групками по 3-4 человека, на расстоянии друг от
друга. Они несут себя молча и чинно, но отвечают
на наши приветствия дружелюбно и почти
торжественно.
Здесь, на дорогах ятры, на дорогах Гархвальских
Гималаев, ведущих в святые места, почти нет
различия между индийцами и нами, разве только в
том, что для нас иногда цена выше и иногда нас не
понимают. Здесь мы такие же паломники, как и те,
смуглые или темно коричневые люди, одетые в
разноцветные и иногда диковинные одежды с нитями
рудракш на шее или руках. И они, не сидящие по
домам в кругу семьи, и мы, не лежащие на пляже с
банкой колы, все мы, топчущие под дождем
каменистые тропы Гималаев, здесь братья, Его
дети.
Первыми нам попадаются трое или четверо стариков
с посохами в длинных желтых и белых одеяниях и
плащах-дождевиках. Не смотря на преклонный
возраст и трудную дорогу идут они очень
быстро. Следом за ними - странная троица среднего
возраста, с лицами, окрашенными серым пеплом, они
в длинных индийских одеждах, но один паломник
в обычных индуистских - оранжевых, другой в
черных...
Здесь, в горах, на индусах та же обувь, что и на
равнине, явно не подходящая для подобных
путешествий. Паломники практически все
во вьетнамках, в лучшем случае в сандалиях,
некоторые топают вообще босиком. Местные жители
иногда обуты в кеды. Зато почти все паломники с
зонтами-тростями, хотя зонт - вещь в этих
ветренных местах абсолютно бесполезная.
Ближайшая дхаба, как обычно, сложена из камней,
сверху натянут пластиковый тент. Проводник,
засланный вперед, уже варит нам чай с нимбу
(местным маленьким цитрусовым). Здесь уже нет
такого ветра, да и вообще сидеть под навесом и на
одеяле, да еще и пить горячий чай, так
хорошо... Появляется солнце и Винод говорит, что
пора уходить, мы прощаемся с хозяином
дхабы. А он достает откуда-то самодельный мячик
из поролона, обмотанный скочем, и начинает
бросать его в небо, Виноду, он прыгает по камням и
носится за поролоновым шариком с риском свернуть
себе шею, только бы задержать нас.
Останавливаемся, конечно, и с изумлением
наблюдаем как этот гибкий и тонкий паренек
перемещается, точнее перелетает с одного камня
на другой, не глядя под ноги, с легкостью и
точностью, которую я видела только у животных.
Пытаюсь его снять на фотоаппарат, но он не
уловим, я долго не могу поймать его в кадр,
приходится просить его остановиться. Он
предлагает сфртографироваться вместе с ним.
Так мы, собственно, и знакомимся с Шаратом.
А потом мы вместе курим биди (индийцы всегда
очень трогательно удивляются и радуются, когда
видят, как белая женщина курит биди) и
возвращаемся в дхаба, чтобы снова пить чай. Мы
болтаем насколько позволяет мой никакой
английский, дурачимся и смеемся. Нам некуда
торопиться и наше время протекает между камнями
дхабы и уходит в землю, а мы его не замечаем, нам
радостно и уютно. В мою первую поездку в Индию я
заметила, что есть в Индии места, где можно
прожить всю жизнь, даже не заметив этого. Гомукх
одно из таких мест.
И тогда в дхаба заглядывают Кристина с Адой, они
идут на Тапован. Они распрашивают нас о
дороге, тоже пьют чай и покупают воду. А
потом приходит толпа паломников, они
возвращаются с Гомукха, они рассаживаются, и
общаются, громко, но сдержанно. Становится тесно
и шумно, как-то очень по-индийски. И Винод, и
Шарат тоже становятся строгими и серьезными.
Девушки собираются, и мы уходим тоже, наскоро
простившись. Мы расходимся в разные стороны, что
бы встретиться снова, и провести вместе с
девочками три дня, и вместе с Шаратом полтора
часа, которые остануться в памяти, наверное,
навсегда. И наша случайная встреча совсем не
случайна, это просто элемент Игры, в которую
Играют Боги.
Но мы пока об этом ничего не знаем, мы просто
спускаемся вниз, к Бхуджбасе.
© Achadidi Сычева Анна 2004. Перепечатка материалов возможна исключительно с предварительного согласия автора.