Осень 2005, пятое путешествие
Северная Индия, штат Уттаранчал, дистрикт Гархвал

Возвращение

Из-за дождей на дорогах были обвалы и транспорт до полудня стоял. Мы выехали из Карнапраяга около 12.30  и прибыли в Шринагар около 4 часов дня, хотя расстояние составляет всего 45 км., билет стоил  50 рупий.
До Ришикеша отсюда 100 км, которые мы преодолели только к 8 часам вечера, билет стоит те же 50 рупий.

Ришикеш.Ришикеш -

это последнее место, где еще хорошо, и первый шаг на пути к цивилизации.
Ришикеш, который называют столицей йоги, место очень необычное, и выделяется среди окрестных городков своей неповторимой атмосферой. Хотя надо уточнить, что речь пойдет в основном не о самом Ришикеше, а о его популярных туристических пригородах Лакшман Джула и Сварг Ашраме.
Здесь на каждом шагу: Хари ОМ.
Здесь растут многоэтажные йоговские центры.
Здесь кажется, что вся местная жизнь сосредоточена в ашрамах, здесь это не просто сообщества, это огромные комплексы, включающие в себя гостиницы, больницы и весь возможный соцкультбыт. И, конечно, здесь много красивых храмов.
Здесь человек, одеяние которого состоит из лунги, длинных спутанных волос и нескольких нитей рудракш, может запросто оказаться американским программистом. И вообще почти половина людей, проходящих мимо, не индийцы.
Но главное - здесь аромат свежести и свободы.
Здесь легко чувствовать себя гражданином вселенной или вовсе не чувствовать себя человеком.
Здесь еще мало барьеров. Но в Ришикеше уже есть почти все, что может понадобится оцивилизованному человеку, кроме пожалуй мяса и спиртного.

Колесница Арджуны в Сварг Ашраме. РишикешДо Сварг Ашрама мы добрались за 40 рупий на моторикше.
Вечер в Ришикеше время неуютное, хотя это только на первый взгляд, после заката становится прохладно, да налетает невесть откуда ветер. Когда идешь по мосту, да с рюкзаком  приходится иногда держаться за перила.
Довольно  долго искали жилье на левой стороне Сварг Ашрама, пока нас не послали направо, где оказалось в избытке недорогих отельчиков и гестхаусов. Слева от моста прямо на набережной полно дхармашал с видом на Гангу, которые принадлежат здешним ашрамам, и куда можно задешево вселиться, но ашрамные офисы не работают по вечерам, а ресепшенов в таких местах нет. Ашрамная гостиница со всеми удобствами стоит 100 рупий, с минимумом таковых 50 рупий (Лев жил после нашего отъезда, надеюсь опишет впечатления),  номер в отеле от 150. Мы в поисках лучшей жизни прошли через торговые ряды, колесницу Арджуны и завернув за угол дотопали до Green отеля, где есть неплохой итальянский ресторан, вселились правда в соседний RajPalace. Ганги отсюда не видно, вокруг бетонные стены каких-то зданий, тихо.

Ришикеш в этом году понравится мне гораздо больше, видимо дело в погоде, не было такой изматывающей духоты. Хотя по местному жгучему солнышку ходить не приятно, через 10-15 минут чувствуешь, что ежель не попить холодной воды в тенечке, то схватишь солнечный удар.

Улицы Сварг ашрама в отличие от ЛакшманДжула, где я жила в прошлом году, наполнены животными, и если обезьяны воруют фрукты, коров кормят банановыми шкурками и чапати добросердечные индуисты, то собаки совсем плоские и похожи на скелетов, обтянутых шкурой с клочками шерсти. Жуткое зрелище.
У меня на глазах мальчишка замахнулся палкой на одно из таких истощенных существ размером чуть больше наших кошек... Зачем не понимаю... Чудесный нищий из Сварг АшрамаНа обочине сидел нищий, и он протянул над щенком свою руку, закрывая его от удара, и подгреб его к себе. Такие поступки запоминаются...
У меня есть привычка, которая в Индии становится ритуалом, - кормить животных. Согласитесь  ведь не так  много существует занятий одновременно приятных, не дорогих, и полезных для окружающих. Коровам я покупаю бананы, а собакам печенье. Печенье в Индии очь вкусное, сама его ем иногда. Купила я раз очередную пачку и увидев того нищего, предложила ему, он поначалу отказывался, потом взял. Рядом с ним лежала худющая собачонка, я положила печенюшку и перед ней. Она понюхала, но есть не стала. Тогда этот дядька свою печенюшку размочил в своем стакане с чаем и стал ей скармливать... так я с ним заговорила.
Он говорил по-английски лучше меня, только очень тихо, он рассказывал мне про собак, и вокруг него всегда были животные - сидели на мостовой, лежали на его тряпицах, бродили рядом, они не вздрагивали от его жестов. Собаки там запуганы страшно, когда я протягивала еду, собаки шарахались, и ели только с пола.
Нищий этот был какой-то тихий и кроткий. Я ни разу ни видела что бы он просил милостыню, а когда я клала рядом с ним деньги он сжимался и что-то говорил тихо и как-то смущенно. Но когда он видел, как я кормлю животных, он оживлялся и глаза у него становились лучистыми.  Я не знаю ни как его зовут, ни кто он, просто есть такой чудесный человек на торговой улице Сварг Ашрама, и увидев его, Вы может быть тоже захотите сделать что-нибудь хорошее для тех, кто живет рядом с нами.

Особенности индийской медицины  и российского страхования

На следующий день по приезде, оценив мое состояние как предсмертное, ребята повели меня в соседний ашрам  к врачу, которого насоветовали в отеле. Почтенный седой аюрвед, смерив меня взглядом, послал меня прямиком в больничку.
Выбора уже не осталось, поэтому я позвонила в Росно. Госпиталь пришлось искать самим опросным путем, Росно помочь не смогло. Итак, был найден самый известный в Ришикеше Нирман Ашрам Госпиталь, представляющий из себя многоэтажное здание, чистенькое внутри, с персоналом с халатах и т.д. Опуская подробности скажу, что в Росно я в тот день звонила 4 раза, потратив наверное рупий 250, обратный вызов организовать мне не удалось, при том, что я продиктовала все телефоны и факсы. Обещанный факс с подтверждением страховки и гарантией выплаты пришел только на следующий день после очередного звонка.
Мне сделали анестезию и сразу приступили к операции, объяснить, что анестезия должна подействовать удалось не сразу. Андрей, который мечтал быть медиком, выступал в качестве переводчика, хотя все нужные слова числом 5 я вспомнила тут же, причем об этом узнала вся больница. Хирург у меня был очень красивый и приятный парень, и он несомненно хотел мне добра, но скальпелем его пользоваться видимо не научили, а может просто скальпеля не было, однако вскрыть пласт гноя размером с 2 ладони пинцетом нельзя, поэтому он и не пытался, поковырялся в открытых ранках и засунул в них йодовые тампоны, и мелкие ранки тоже йодом помазал.
В процессе операции ко мне были применены 3 спецсредства - йод для обработки поверхности и пропитки турунд, перекись водорода для остановки крови, и желтоватый спирт с осадком на дне, когда я попросила нашатыря понюхать... Еще были марля, бинты и липкая  лента. ВСЕ! Больше ничего в хирургическом отделении не было. У меня было подкожно воспаление, а представьте себе операцию на брюшной полости с тем же набором?!
Зато врач мне выписал аж 6 препаратов, из которых 2 - витаминки, причем все шесть были в наличии в лавке при больничке. Меня правда запугивая тяжестью моего состояния, уговаривали остаться на ночь, сдаться на капельницу и предлагали отдельную палату со всеми удобствами. Андрея уговорили. Но мне умирать вдали от родины в окружении санитаров, не понимающих мата, не хотелось и мы вернулись в отель.
Мне назначили перевязку на следующий день и не взяли денег за операцию, только за лекарства.
На завтра я купила 2 шприца в надежде на нормальную анестезию, но меня поджидали сюрпризы. Во-первых, никто не собирался мыть операционный стол, на котором валялись кусочки мяса. Во-вторых, никто не собирался делать мне анестезию. Ну,   конечно, факс не пришел из Росно, но это уже фигня. Прием в больнице занял опять полдня, надо было обойти менеджера и врача, купить выписанную врачом мазь, и только после этого идти в операционную, после чего нужно было снова зайти в офис и сделать еще чего-то...что я уже не зафиксировала  потому, что так называемую перевязку, которая мало отличалась от вчерашней операции мне делали без анестезии. Это была принципиальная позиция врача и санитаров...
Был старый фильм про немецкого хирурга времен 3 рейха, который отличился операциями без наркоза. Его карьера пошла вверх после трахетомии, но потом он перешел на полостные операции, смертность достигла 50%... от боли отказывал мотор... Но тот врач был гестаповцем и ему по рангу полагалось быть садистом.... Единственная радость, что в Индии хорошая фармацевтика, всего 1 таблетка Combiflam...и через 10 минут я смогла слезть с операционного стола...
Так время в Ришикеше и проходило в поездках в больничку.

Путешествие наше с Андреем подходило к концу, мы уже даже наивно заказали через портье билеты в Дели, но как выяснилось через 2 дня, таковых уже 2 дня как нету, то есть только 1А за 940 рупиев. Альтернативное такси стоит 100 зеленых.
Поэтому решили мы ехать автобусом, и после очередной процедуры пошли до автобусной станции. Станцию конечно не нашли зато набрели на чудное место -  набережную одного из притоков Ганга с пляжем.
Вода была Шива и Парватиослепительно блестящей и прозрачной. В мощном потоке кувыркалась местная детвора, а почтенные дамы в сари заходили по бедра и окунались, держась за руки.
Справа на набережной возвышалась   колесница с Арджуной и Кришной, выполеннная в античном стиле. Мощное дерево, растущее по центру, давало приют под своей кроной нескольким семьям и дюжине паломников, которые спали, положив головы на свои котомки, или мирно беседовали, распустив свалянные пряди, завязываемые обычно в узлы на макушке.
А с другой стороны набережной высился монумент, посвященный Шиве и Парвати, который я очень часто видела на открытках, и если честно считала нарисованным, а не скульптурным изображением.

До автостанции правда мы доехали. Автобусы на Дели идут каждый час. Туристические люксовые автобусы в 8.30 и 10.30 вечера, кондиционированный автобус в 12 часов дня. Билеты можно купить и в автобусе, но нас послали в букинг офис, который находится у стоянки рикш в Сварг Ашраме. Бронирование стоит 30 рупий с носа, доплата в автобусе 215 рупий.
Мы купили билеты на десяти-часовой автобус, Лев проводил нас через мост до рикша-стоянки, и остался один. Он знал английский, он хотел путешествовать самостоятельно, он был загружен полезной инфой... Но когда мы распрощались, и я выглянула из рикши махнуть ему рукой на прощанье, вид у него был совсем растерянный и несчастный. Он вернется на днях, пробыв в Индии полгода и проехав почти с самого севера почти до самого юга, но, думая о нем,  я снова вижу маленького Львенька, который решился в одиночку перейти реку жизни, и сделал первый шаг в холодную воду.

Пробка

Автобус оказался прекрасным, мягкий ход, сиденья откидывались почти под 45 градусов, венгтиляторы правда не работали, но это скорее правило, чем исключение. Автобус должен был ехать 5,5 часов.
Но по пути мы попали в пробку. Суть проблемы была в том, что на дороге с односторонним движением стояла колонна грузовиков, а в них спали водители. Спали, даже не съехав на обочину, и заткнув движение на трассе.
Индия! Где еще такое встретишь?! Я думаю - нигде! Даже в России, ну только если уж очень много выпить...
Пробка была необъятной, как и колонна грузовиков. Машины перед нами стояли, бибикали, но все это было в пустую.
Но нам повезло - у нас был Супер-Кондуктор! Он, изучив обстановку, раздобыл где-то дубину, и стал   колотить по дверям  и, похоже, по телам сонных водил, более того, он откуда-то добыл и призвал стража порядка. Это в 2-то часа ночи в полной тьме.
Энергичность нашего Кондуктора принесла плоды незамедлительно. И стали нехотя загораться фары, закашляли старенькие моторы, поплыли перед нами спросонья испуганные  лица индийских драйверов.
А состояние вокруг было, я б сказала, веселое. Мне не спалось и я, свесившись из окна, наблюдала за происходящим. Люди, проходившие мимо, видимо пассажиры или водители из транспорта с моей полосы, мне улыбались, или  даже здоровались со мной. И из проезжающих легковушек и мотоциклов взлетали  к моему окну намаскары и воздушные поцелуи, и приветственно поднимались руки. А когда мы останавливались, люди спрашивали откуда мы едем, и слова "Ришикеш, Кедарнатх, Бадринатх" повторялись как будто эхом где-то во тьме.

Дели

А потом мы приехали в Дели, было 5 часов и темно. Рикша отвез нас к Вивеку за 80 рупий. В переулке за Вивеком и помойкой я нашла  очь уютный отель Брахмапутра. Мой малнький, но чистенький номер с кондером, TV, и двуспальной кроватью стоил 300, у Андрея с 2 кроватями 350. Но главное тут было чисто и тихо, насколько это вообще возможно на Мэйн Базаре. А еще у нас был выход на крошечный балкон, вобщем здорово! хотя чая нам не смогли сделать.

Я прогуляла Андрея по Мейн базару, показывая что тут есть. Забавно, я тут столько раз ходила, что помню где что почти по количеству шагов. Миссия Рамакришны открывается рано, там хорошо, очень светлая атмосфера.

Я проснулась днем, нашла Андрея, пошли завтракать. По пути обратно я по обыкновению воткнулась в какой-то прилавок, и тут меня окликнули. Голос был не Андреев, но знакомый. Поднимаю голову. Стоит Андрей с вытаращенными глазами и переводит взгляд с меня на стройного индийского молодца с длинными волнистыми волосами. Если бы Том не засмеялся я бы его не узнала...
Он хотел ехать со мной с самого начала, но что-то не сложилось, я сообщила, что буду в Дели 20 сентября, не рассчитывая на реакцию, и не проверяя почту. А он приехал, написал мне, и не получив ответа, ходил по Мейн Базару и искал меня.
И снова нас стало трое. Жизнь снова  потекла беззаботно и легко. Мы бродили по магазинам, ели любимую еду и пили ром.
Том все время держал меня за руку или я его, так мы и ходили везде, вызывая противоречивую реакцию окружающих. Хозяин моего любимого ресторана, который всегда радушно меня встречал, не поздоровался со мной, увидев меня с Томом, хотя за другую руку я вела вполне белого Андрея. Официанты вели себя как-то странноватенько, а по отношению к Тому несколько агрессивно. Когда же мы приехали на перевязку в больницу, которую мне организовала Росно врач, вышедший ко мне, говорил только  со мной, Тому просто сделал останавливающий жест, не удостоив его взглядом. Не понимаю! Эта ситуация напомнила мне отношение к иностранцам в совке, когда их носили на руках, вытирая ноги о соотечественников. Может я и не права, но меня такое отношение к человеку, которого я держу за руку, обижало.
А в остальном права была Богиня с индия.ру она же Ольга из Тривандрума, про розовость и пушистость индийских мужчин и их необычайную ласковость, даже при том, что отношения носят дружескbй характер.
А еще на мэйн базаре за 50 рупий можно сделать рисунок на предплечье, и я его сделала. Только для его сохранности нужно предприянить ряд итераций, а без них он сошел за неделю. Хотя главное, что он был и был красивый, все когда-то кончается.
Том с Андреем быстро нашли общий язык и трещали о чем-то своем. Том выучил еще несколько русских слов и иногда пытался переводить мне с хинди на русский с примесью, который я все таки понимала, при этом Андрею он переводил на английский...
Так и прошло 1,5 дня.
А потом я заплатила за отель, Андрей заказал машину в аэропорт, я позвонила маме и пошла укладывать багаж. Том, оставшись в моем номере один, за это время заснул, и проснулся, только когда в дверь постучал Андрей, и он расстроился до слез и полдороги в аэропорт провел уткнувшись лицом в мое плечо.

А потом мы стояли у входа в аэропорт.
Странная троица с 3 континентов.
Совершенно разные, но почему-то оказавшиеся близкими люди.
И мне снова не хотелось покидать эту знойную землю и этих ребят, с которыми можно говорить на одном языке, даже, если они не совпадают, и погружаться в такой знакомый мир, который уже давно совсем не притягивает.
В глазах у Тома блестели слезы. Андрей улыбался.   Я повернулась к ним спиной и побрела регистрироваться.
Но для любви нет расстояний и для мечты не существует границ.
Мы отдаем себя и становимся богаче, мы пытаемся понять других и становимсямся счастливее, мы вбираем в себя мир и обретаем свободу.
Я одела рудракшу, освященную в Кедарнатхе, у нее остался сладковатый аромат гхи и благовоний.
Стало светло и спокойно.
Я снова уезжала домой с чувством благодарности.

premayva shivamaya satyam eva parashivah

© Achadidi Сычева Анна 2005. Использование текста без предварительного разрешения  запрещено!

Бадринатх    <<  Карта сайта  >>   ВСЕ фото Индии

© Achadidi Сычева Анна, 2005. Копирование материалов без предварительного согласия запрещено.