Работая на ягне, вы должны чувствовать
себя не только как единая группа, но и как единое
существо, как единый человек. Вы должны
почувствовать полное единение друг с другом, от
этого в большой мере зависит конечный результат.
Просветление – это самая великая милость, это
самый великий дар, какой только может быть.
Сейчас у вас есть уже одиннадцать даров. Дар –
есть желание получить просветление. Мы все с вами
– духовные искатели. Быть духовным искателем –
значит принять вызов, который бросает нам жизнь,
и вступить на этот путь, который заканчивается
просветлением не только нашим личным, но и всего
человечества. Я Каждое утро, начиная арати, я
благодарю вас за то, что вы собрались здесь и так
усердно работаете, за то, что вы вступили на путь
духовного поиска и, что в вас горит огонь желания
получить просветление. Вы должны осознать
насколько это непростое дело, вы должны ощутить
уважение к самим себе. В древней Индии, когда
человек вступал на путь духовного поиска, то
никакое другое достижение в жизни не могло
сравниться с этой отвагой с этим устремлением и
все выражали ему свое уважение и почет, даже цари
склонялись перед таким человеком. Ни одно наше
усилие не проходит незамеченным.
Все человечество больно одной, болезнью
отсутствия простоты, естественности, легкости.
Мы постоянно ощущаем недомогание, нам всегда
чего-то не хватает. Мы всегда находимся в
состоянии дискомфорта, волнения,
неудовлетворенности. Эта болезнь похожа на
болезнь физического плана.Если тело заболевает,
теряет свое естественное здоровое состояние, то
мы чувствуем необходимость излечить тело.
Болезнь, которой мы все больны – это ощущение
нашего "Я". Это ощущение можно назвать
"эго" или личность, и все это есть ощущение
собственной индивидуальности. Присутствие
ощущения "я" создает чувство отделенности
от всего. Чувство отдельного существования не
позволяет нам осознавать реальность такой, какая
она есть.
Инвалидами мы называем людей, у которых болен
какой-нибудь орган восприятия.Если человек не
видит, мы называем его слепым, если он не слышит,
то глухим. Но, если на физическом плане органы
восприятия не нарушены, то можно сказать, что мы
здоровы. Но если вы придете ко мне и спросите:
"Я здоров, я хорошо вижу?" Я отвечу: "Ты
слеп и глух!". С точки зрения врача-терапевта вы
здоровы, но с точки зрения просветленного вы
больны. Вы можете слышать лай собаки или Лунную
сонату Бетховена, но это не означает, что вы
слышите. Просветленный человек слышит и видит
больше, чем слышите и видите вы. Его чувства
функционируют совершенно иначе. Скажем,
существует очень редкое растение, мы никогда
таких не видели, их только два, одно растет в
Белом Доме, другое – в Японии. Представьте себе,
что вам довелось его увидеть, вы, наверное, придя
домой, запишете в дневнике об этом событии или
позвоните своим знакомым. У вас будет ощущение
особого состояния, но кто-то вам скажет, что на
самом деле вы видели обычное растение, которое в
любом дворе растет, и у вас изменится состояние.
Что же вы на самом деле видите: проекцию
собственного ума или то, что есть на самом деле;
красивое небо или просто небо; красивое дерево
или реальное дерево? Что вы видите, когда
смотрите на г-на Ганса: журналиста или человека,
которому 52 года? Когда вы смотрите, то видите
только ярлычки, которые ваш ум навешивает на все
явления жизни. Вы не видите ничего реального, а
только представления своего ума, видите ярлыки, а
не реальные вещи. Вы слепы, потому что реальное
видение – это колоссальное переживание, это
нечто потрясающее, вы слепы, потому что у вас
отсутствует естественное, натуральное видение, а
вместо него стопроцентное навешивание ярлыков.
Если бы вы действительно знали истинное
переживание естественного видения, как в
действительности работают чувства, то вы стали
бы просветленными а пока вы мертвы. И из-за того,
что вы мертвы, вам все время хочется себя
чем-нибудь развлечь. Вы придумываете себе
развлечения, вам все время нужно поддерживать в
себе состояние живости, вы прыгаете с парашютом,
устраиваете ралли, поднимаетесь на вершины гор,
иначе мы чувствуем скуку. И действительно, на
какое-то мгновение, когда ощущения новы, пока мы
не привыкли к ним, мы можем получить реальный
опыт.
Итак, вы мертвы, и у Бхагавана нет в этом никаких
сомнений. Вот почему просветление – это
возвращение вас назад к жизни для того, чтобы вы
смогли начать жить на этой планете. Если вы
начнете жить на планете Земля, то вы осознаете,
что это прекрасное место для жизни и у вас не
будет никаких причин жаловаться на что-то. У вас
сохранилось воспоминание о вашем былом
просветлении и поэтому вы хотите вернуться в это
естественное, невинное состояние. Если вы глухи,
то вам могут предложить операцию. А если вы
совершенно глухи? У вас много знаний, информации
о том, как видеть и слышать, но вы не видите и не
слышите. Когда все ваши тела будут приведены в
совершенное состояние, вы станете здоровыми и вы
это почувствуете чисто физически. Вы
почувствуете блаженство и великое сострадание.
Раньше Иисус и Будда уходили в джунгли или в
пустыню для того, чтобы сконцентрироваться на
том, как помочь человечеству. Сейчас не осталось
ни пустынь, ни джунглей, люди все разрушили,
остались бетонные джунгли. Но после просветления
они возвращались к людям. Просветленные не
сторонятся мира не бегут от него, но в начале
нужно сосредоточение, обретение необходимых сил.
После получения полного просветления многие
возвращаются в мир, создают семьи, открывают свой
бизнес. Нет необходимости бежать от мира,
напротив просветленному, ощущающему великое
сострадание, хочется помочь человечеству. Он и
человечество одно, просветленный чувствует свое
родство с миром, но каждый может помогать
по-своему. Кто-то это делает через творчество,
через молитву, через семинары, через музыку.
Каждый может помочь по-своему.
Один человек по имени Джанака стал царем своей
провинции после того, как получил просветление.
Были и такие просветленные, которые работали
почтальонами. Времена меняются: если раньше
просветление было редчайшим событием для
человечества, то теперь оно становится вполне
обыденным. Сегодня получить его гораздо легче.
Это можно сравнить с тем, что раньше люди только
мечтали летать, теперь же чтобы полететь,
достаточно купить билет на самолет. И совсем
необязательно от всего отказываться, всем
жертвовать, сейчас в этом нет необходимости.
Счастливые люди с легкостью получают
просветление. Какое огромное счастье приходит
вместе с просветлением!
Багаван говорит, что сумма страданий: физические,
плюс эмоциональные, плюс психологические, плюс
экзистенциональные, постоянна. Если
увеличиваются одни страдания, то другие
уменьшаются, но сумма их всегда одинакова.
Физические страдания возникает при появлении
физических проблем, как то: отсутствие еды, тепла,
здоровья, крыши над головой. Психологические
страдания возникают, когда не удовлетворены
потребности ума. Например, если у вас есть теплая
одежда, но нет норковой шубы; есть дом, но нет
комфортабельной виллы, есть москвич, но нет
иномарки. Откуда возникают потребности ума?
Когда мы говорим: "Мир ужасен, люди жестоки!"
– это болезнь ума. В Индии у многих людей есть
одна проблема: выдать дочерей замуж. Один человек
так сильно молился господу, говорил о том как он
несчастен, что никак не может найти мужа для
дочери. И господь спросил: "Почему ты
страдаешь? Ведь в Индии пятьсот миллионов
мужчин!" И человек ответил, что ему нужен жених
определенного роста, с высшим образованием, с
определенным доходом. У этого человека проблема
в потребности его ума: он заранее создал себе
образ подходящего жениха. Все проблемы ума
возникают из сравнения. Вас не может
удовлетворить просто куртка, чтобы защитить вас
от холода, вам нужна куртка лучше, чем у соседа.
Это не что иное, как не утихающее стремление быть
чем-то или кем-то. Вы хотите, чтобы вас уважали. Вы
постоянно хотите, чтобы вас считали важным,
значительным в своей семье, в городе, в стране.
Психологическое страдание возникает тогда,
когда вы чувствуете себя неудачником, когда вы не
стали кем-то. Это чувство собственной важности
зависит от многих факторов, от вашей
обусловленности. Почему вы все время хотите
кем-то быть? Потенциально нет никакой нужды в
страданиях, земля настолько богата, что может
обеспечить вас всем необходимым.
Разрешение человеческих проблем лежит не в новой
политической системе. Вам кажется, что со сменой
политической системы из жизни человека уйдут
страдания, но проблема не в системах, а в
возрождении потерянной духовности. Препятствием
к просветлению и в жизни, и в карьере являются
нерешенные отношения с вашими близкими, и, прежде
всего, с матерью. Очень важно, чтобы установились
хорошие отношения с вашей матерью, ибо мать –
самая главная фигура в вашей жизни. Мать является
одним из со-творцов вас. Когда отношения с
матерью завершены, можно считать, что завершены
кармические отношения. И любые взаимоотношения
могут считаться завершенными, если они
завершаются чувством благодарности. Только
ощущением полного чувства благодарности мы
можем исправить взаимоотношения. В индуистских
писаниях чувство благодарности считается самой
высшей добродетелью. Только в том случае, если у
вас есть чувство благодарности, любые
взаимоотношения могут считаться завершенными.
Благодарность приводит к счастью. Если вы все еще
не испытываете благодарности к своей матери, то
вы все еще находитесь в ее утробе, пуповина еще не
перерезана. Просите Бхагавана, чтобы он наполнил
вас благодарностью к матери. Желания и чувства
матери могут влиять на вас, вы не являетесь
независимым человеком. В настоящее время чувство
благодарности подменено чувством долга.
Например, покупая крупу в магазине, вы должны
осознать, как много было затрачено труда, чтобы
эту крупу вырастить, сохранить, обработать,
доставить. С какой любовью все это было проделано
огромным количеством людей, чтобы в конце-концов
мы смогли купить эту крупу. Но разве в душе вы
испытываете чувство благодарности к крестьянам,
которые собрали для вас этот урожай? Ваше
восприятие механическое, вы считаете, что это вы
потрудились, заработав много денег. Вы считаете,
что заслуженно получили все это. Ваше восприятие
жизни перестало быть живым. Забота о своих
родителях также часто носит механический
характер, не из живого побуждаемого чувства
благодарности, а из чувства долга. В Америке
существуют дни, когда положено поздравлять своих
родителей: День матери, День отца. Многие старики
проводят свои дни в домах престарелых, их
навещают, приносят подарки, о них заботятся чисто
физически, но у стариков отсутствует
психологический комфорт. Человечество изобрело
механических животных, которые очень похожи на
настоящих, они могут исполнять приказы,
ласкаться, только нужно правильно установить
программу. Но способны мы ощущать, удовлетворит
ли нас такая собачка? Что нас самих отличает от
этой собачки? Так вот умение чувствовать и должно
отличать нас от механических собачек. Попробуйте
просмотреть всю свою жизнь с самого раннего
детства и до настоящего момента во
взаимоотношениях со своей матерью, не важно жива
она или нет. Мы должны вспомнить как она
заботилась о нас защищала, успокаивала,
поддерживала в трудную минуту. Недавно была
конференция в Америке, где собрались различные
ученые, медики, люди искусства, духовенство. И
главный вопрос был таков: что в жизни самое
сложное и наиболее ценное? После долгих дебатов
пришли к заключению, что самое почитаемое – это
воспитать и вырастить ребенка. Это понимание
означает, что в мире начинает восстанавливаться
былое почтительное отношение к женщине. На
протяжении многих веков мужчины подавляли
женщин, хотя женщина во многих отношениях более
духовна. Женщина в мире отстаивает свои права на
равенство с мужчинами: по уровню заработной
платы, в возможности заниматься мужскими видами
спорта, служить в армии, носить мужскую одежду.
Однако, не в этом женщина должна отстаивать свои
права, равенство должно исходить из уважения к
самой себе, принятия себя такой, какая она есть на
самом деле, со всеми качествами которые в ней
естественно присутствуют. Не нужно становиться
похожей на мужчину, чтобы обрести с ним
равенство, просто нужно посмотреть на себя и
почувствовать к себе уважение за все те качества,
которые в вас присутствуют в полной мере. И одна
из целей, которую ставит перед собой Бхагавад
Дхарма – это возродить положение женщины в
обществе. В нашем движении много дасаджи-женщин,
их больше, чем мужчин, среди последователей
движения больше женщин. Впервые в истории Индии
появляется тенденция к тому, что супруги
становятся друзьями, партнерами в жизни и в
семье. У девочек в Индии воспитывают чувство
преклонения перед мужем как хозяином,
господином, первым богом над женой. В их сознание
вкладывают понимание, что назначение женщины в
служении мужу. В действительности же мужчина и
женщина должны дополнять друг друга. Движение
Бхагавад Дхарма стала для многих не просто
движением, а самой жизнью, и так много изменений
происходит в семьях.
Итак, психологические страдания возникают, когда
не удовлетворяются потребности ума. Если вы
рассмотрите все свои взаимоотношения с
различными людьми на разных планах бытия, то
увидите, что в ситуациях задействуется эго. Эго –
это не что иное, как особенное поведение, оно
проявляется в желании доминировать, всегда быть
правым, доказать что, истина на моей стороне,
желание утвердиться в собственном мнении, и
увидеть себя правым. Вы различными способами
оправдываете себя, пытаетесь властвовать над
другими и не позволяете другим властвовать над
собой, все это игры нашего эго. Из-за проявления
эго, не происходит никакого обучения во
взаимоотношениях, вместо того, чтобы учиться,
приобретать опыт общения, люди отстаивают свои
позиции. Настоящее обучение происходит только
тогда, когда человек становится гибким,
подвижным, когда он позволяет другому быть
правым. Если вы внимательно просмотрите все ваше
поведение, все игры вашего эго, то все это можно
назвать желанием стать важным, значительным, все
это желание самоутвердиться. Наше эго постоянно
борется за выживание. Эти попытки
самоутверждения, очень дороги нашему эго, иначе
это можно назвать – психологическим выживанием.
Углубимся, попытаемся увидеть откуда идет это
желание психологического выживания. Если бы вы
могли посмотреть на эти проблемы с высоты
птичьего полета, то увидели бы, что на всех
уровнях бытия присутствует эта борьба за желание
психологического выживания. Если ситуацию в мире
выразить одной фразой, то она будет такой: Весь
мир потерян в борьбе за психологическое
выживание. В этой борьбе используются все
негативные методы и безобразные поступки. В этом
нам никто не может помешать, даже любимая
конституция во всех странах позволяет обман,
надувательство, ради психологического
выживания. Религия тоже не может остановить нас.
Откуда берется эта жажда? Почему люди, даже имея
все в жизни, ведут эту борьбу? Бывает, что люди и к
духовности приходят только для того, чтобы
самоутвердиться. Мы не говорим хорошо это или
плохо, мы должны просто увидеть это в своей жизни
точно и ясно. Мы должны увидеть собственную
обусловленность и собственную борьбу за
психологическое выживание. В истории было много
просветленных, но Будда остался наиболее
известным учителем, потому что он дал подход,
путь к просветлению, который он прошел сам,
показал и научил других. Взаимоотношения между
людьми находятся в таком состоянии, что люди
нуждаются в руководстве. Нам нужны правила
проведения, предусмотренные этикетом. Нам нужны
учебники, по которым мы могли бы научиться
принципам, по которым надо строить
взаимоотношения между людьми. Даже находясь на
ягне, мы можем обнаружить, что по-прежнему
пытаемся кем-то стать, и что теряем себя в этой
борьбе за становление. Обучение не происходит,
если есть борьба, обучение – это отучивание себя
от чего-то, разучение. Если происходит это
разучение от старого, то возникает способность к
обучению.
Один Садок поделился, что самое большое, что было
в его жизни, это любовь к людям. Он говорил о
безусловной любви к людям. Но во время ягни он
увидел, что его так называемая безусловная
любовь оказалась на самом деле необходимостью
быть нужным другим. Он понял, что больше всего на
свете он нуждался в том, чтобы люди тянулись к
нему. Когда они искали встреч с ним, тогда он
чувствовал себя счастливым. На самом деле он
понял, что не способен никого любить, что он был
доволен, когда он был кому-то нужен. Вся его
любовь была способом препровождения времени. Он
мог звонить кому-то каждый вечер, проводить время
в ресторанах, потому что, ему нужен был
сопровождающий для совместного проведения
времени. Учение – это, когда мы видим и осознаем
свое положение. Только в таком видении, можно
обрести способность в понимании своего
истинного положения. Когда у вас есть это
понимание, то появляется возможность для
ощущения настоящей, просветленной любви. Это
ощущение и есть разучивание себя. Посмотрите
насколько глубоко это психологическое выживание
проникло в вашу жизнь, и как оно заставляет вас
определенным образом думать, говорить,
поступать. Вся ваша жизнь может быть названа
игрой за психологическое выживание. Это желание
проистекает из нашей потребности быть любимым.
Именно жажда бескорыстной любви является
причиной этих игр. Это желание в вас живет с
самого детства, оно прослеживается во всех ваших
взаимоотношениях в семье, с друзьями, в обществе.
Когда вам не удается достигнуть такой любви,
тогда вы ощущаете психологическое страдание. Как
можно прорваться сквозь эти страдания? И
справиться с этими страданиями можно только
меняя свое восприятие, меняя свое отношение к
жизни.
Страдания, которые существуют из-за
того, что ты существуешь, называется
экзистенциальными или духовными страданиями.
Печаль существования или сущее страдание. Люди,
достигшие каких-нибудь высот, например, артисты,
спортсмены, ученые, которые завоевывали медали,
звания, премии, признание, на пике славы вдруг
говорили: "Ну и что? А что дальше?" Космонавт
Армстронг, который побывал на Луне, когда его
спросили, о том, что он там чувствовал, сказал:
"Ничего!". Получение известности, признания
в свершении каких-то больших дел, которым люди
посвящали всю свою жизнь, не делало их
счастливыми. Достигнув своей цели они могли
сказать: "А что дальше?". Они становились
даже более несчастными после достижения цели,
чем до того. Зачастую результатом исполнения их
мечты являлось разочарование. Таким образом, они
увеличивали свое уже существующее страдание. Для
известного теннисиста, шестикратного чемпиона
мира жизнь стала совершенно бессмысленной,
потому что все цели, которые он поставил в своей
жизни, он достиг. И в конце он оказался перед
вопросом, в чем смысл жизни. Люди склонны
задавать себе подобные вопросы, и не находя
ответов, их охватывает чувство опустошенности,
несостоятельности и глубокая
неудовлетворенность. Их преследует ощущение, что
они пропускают в жизни, что-то очень важное,
существенное. И с таким ощущением некоторые
отваживаются на все, что угодно, лишь бы найти
ответ на эти вопросы. Масса людей ездят по всему
свету в поисках ответов на эти вопросы. Одни едут
в Южную Америку, встречаются с шаманами, другие –
в Индию, в Тибет, в Китай. Что же это за
недостающее и существенное в жизни? Вся
цивилизация построена только на духовном
страдании, на неудовлетворенности своим
существованием.
В Аргентине я встречал детей, которые в возрасте
14 лет уходили из дома в поисках просветления. Во
время ритрита в Сантъяго я встретил одного
садока, его зовут Рикардо. Все эти вопросы,
которые волнуют человечество, волновали и его.
Однажды, когда ему было 14 лет, без ведома
родителей он со своим другом отправился
путешествовать по Латинской Америке. Он посетил
многие места, о которых ранее читал в книгах. В
Латинской Америке есть места с высокой
энергетикой. Одно из них, Мачупичу, по энергетике
приравнивается к Гималаям. Считается, что там
можно испытать опыт измененного сознания.
Они шли сквозь джунгли, проходя по тридцать
километров в день. И вот, однажды впереди они
увидели свет и обрадовались, что они найдут,
наконец, то, что искали. Когда они достигли света,
оказалось, что это было большое скопление
светлячков. Но они не остановились на этом и
продолжали идти. Они шли напрямик к океану,
преодолевая все препятствия. И в конце концов они
вышли к океану. Там были такие красивые сосны. Ну
и что? Они посмотрели, отдохнули и пошли назад.
Они были разочарованы. Все, что они получили от
этого путешествия – нашли некоторые редкие
психотропные растения, которые запрещено
провозить через границу. В жизни встречается
много людей, подобных Рикардо. Они готовы идти на
любые крайности, ради поиска ответа на вопрос о
смысле жизни.
Если вы ощутили прикосновение этого духовного
страдания, то оно становится для вас самым
важным. Вы уже не можете отказаться от разрешения
этого вопроса. Я сам являюсь таким человеком. В 23
года я чувствовал себя стариком и долго
находился в поисках этого ответа. Я обошел почти
всю Индию в этих поисках. Индия – это страна, где
жизнь существует сразу в разных временных
уровнях. Рядом с современным аэропортом, можно
увидеть хижину бедняка или слона. Будда называет
эти страдания "дукка". Представьте себе
человека, который едет на золотой колеснице,
дорога очень ухабистая. Колесница очень тяжелая,
к тому же ее колеса квадратные. Представьте, что
чувствует возница. Наверное, он думает об одном:
поскорей бы кончилась эта дорога. То есть,
возница чувствует неудобство, отсутствие
простоты и естественности, дискомфорт, болезнь.
Слово, которое определяет нынешнюю цивилизацию
– потребительство. Весь цикл цивилизации
работает на то, чтобы удовлетворить
потребительский спрос. Все что существует – это
спрос и предложение, в этом и заключается весь
смысл цивилизации. На этом основаны работы всех
сфер жизни. Наука, политика, торговля, культура –
все работает только на спрос. Совершенствуются
различные технологии, чтобы росло производство
товаров. Человек постоянно нуждается в новом.
Человеку уже надоело путешествовать по планете,
он рвется в космос. Людям надоело иметь живых
животных, они заводят механических. Старая
техника уже не удовлетворяет нас, нам нужно
супер-современное. Нам подавай новую музыку,
танцы, развлечения. Вся система направлена на
предложение чего-то нового потребителю.
Бизнесмен – самый уважаемый человек, потому что
он находится между потребителем и
производителем. Вся система мировой цивилизации
занята обеспечением спроса и потребления.
Огромная система коммуникаций направлена на то,
чтобы обеспечить потребности индивидуума. Но это
не реальные нужды человека, а его прихоти. Если бы
человека удовлетворило простое созерцание
океана, неба, леса, если бы человек
довольствовался пением птиц, видом гор, какой бы
стала цивилизация? Тогда бы появилась
безработица, потому что весь рынок, все
производство держится на спросе и предложении.
Все современные институты: общественные,
религиозные, политические – основаны только на
этом. Давайте представим себе, что в один момент
это закончится. Человек вдруг остановился и
удовлетворился тем, что находится перед ним, тем,
что его окружает. Тогда в мир пришла бы гармония.
Просветление – это единственное решение проблем
человечества, единственный выход. Разве мог бы
человек нарушить покой своего соседа, если бы
пришел в восторг от того, что кто-то едет на
велосипеде, или на машине, разве была бы тогда
причина для экономических войн? Человек был бы
удовлетворен просто от видения другого человека,
от того, что он видит своего соседа, например. В
чем причина нашей постоянной жажды чего-то
нового? Мы видим, что люди постоянно чем-то
заняты, это можно увидеть в любом городе.
Огромное количество предприятий, магазинов,
банков, ресторанов, мастерских, все что-то
производят, продают, покупают. Дороги забиты
легковыми, грузовыми машинами, автобусами, все
куда-то едут, везут что-то.
Каковы же потребности индивидуума? Когда вы
спросите себя, что же вам нужно от цивилизации,
тогда вы действительно поймете в чем состоит
ваша жизнь. Можно спросить себя: "Что я делал
все эти 60 лет (или 5000 лет) моей жизни?" Вы
сможете понять всю свою жизнь, когда подумаете
над вопросом: "Что мне нужно от цивилизации?"
Не только вы ищете инструменты, с помощью которых
можно убежать от реальности, все люди их ищут.
Осознав это, можно понять, что ты и человечество
– это одно и то же, что человечество очень
древнее. Уже 5000 лет ты вместе со всем
человечеством ищешь средство, как убежать от
самого себя. Когда мы говорим о человечестве, мы
говорим о самом себе. Это одно и то же. Итак, что же
мы просим? Есть такое слово
"времяпрепровождение". В самом этом слове
заключена вся сущность нашей современной
системы, нашей цивилизации. Спрос один – как нам
провести время. Предложения удовлетворяющие
этот спрос бесконечны. Цивилизация нам
предлагает способы, как провести время. Человек
до шести – на работе. Что ему делать после работы?
Цивилизация предлагает ему разнообразный выбор:
театры, рестораны, спорт, сауны – самые различные
развлечения. Вся система направлена на то, как
убить время. Но человек постоянно
неудовлетворен, он жалуется на то, как скучно он
живет: "Когда, наконец, откроется сезон
баскетбола?" Но, ему все равно скучно, и ему
предлагают путешествие в Египет, в Грецию, и т.д.
Ему постоянно предлагают различные варианты
времяпрепровождения. Религия имеет много
праздников, прекрасных для времяпрепровождения:
Рождество, Крещение, Новый год, например. Этот
список развлечений можно продолжать до
бесконечности. Телевидение предлагает массу
каналов для тех у кого бессонница. Человек не
знает, что ему делать, если у него останется
свободное время. Но по прежнему у него остается
время, тогда ему говорят: "Женись! (Выходи
замуж!) Тогда ты сможешь очень хорошо занять свое
время." Общество постоянно обеспечивает его
всевозможными возможностями для того, чтобы
убить время. Почему ему так необходимо убивать
время? Почему он не может довольствоваться
просто сидением в кресле, ощущая касанием рук
подлокотники? Почему он не может выпить с
удовольствием стакан воды? Бхагаван говорит, что
все человеческое существование может быть
выражено следующими словами: "управление
страданиями". Управление своими печалями не
приводит нас к радости. Больше всего на свете мы
боимся остаться наедине с собой, что у нас
останется свободное время, что мы не будем чем-то
заняты. Почему мы так этого боимся? Почему мы
всегда бежим от возможности остаться наедине с
собой? Почему мы все время хотим быть чем-то
заняты? Все свое время мы занимаем какими-то
беспокойствами, мыслями, страданиями, болями,
обидами, отвлекаем себя и не можем просто так
сидеть в кресле и остаться наедине с собой. Мы не
можем остаться наедине с ощущением абсолютной
пустоты внутри нас, бессмысленности, с ощущением
горя идущей от этой пустоты, и невозможности
чем-то заполнить эту пустоту. Мы постоянно ищем
все новые и новые способы избежать нашей
реальности, этой постоянной скуки и одиночества.
И мир с удовольствием предлагает нам способы
уйти от себя. Это все время поддерживает нас в
состоянии бега от неразрешимости этого ощущения
внутренней пустоты. Лучше чувствовать себя не
любимым кем-то, чем ощутить боль отделенности,
бессмысленности жизни. Не забывайте, что это –
ваша собственная жизнь. Ваши страхи, волнения,
опасения за будущее, все это способ убежать от
реальности. Есть различные способы отвлечься,
например, через физические: спорт, культуру,
различные виды развлечений, есть
психологические, как то: страдания, волнения,
страхи, болезни. Если нет личных страхов, то
находится глобальный, на всех один, например,
страх атомной войны. Что бы мы делали, если бы у
нас не было бы этих страданий? Как человечество
может освободиться от страданий, если оно без них
жить не может, оно все время их ищет? Гораздо
проще бояться, обижаться, волноваться, чем
окунуться в бездну неудовлетворенности,
внутренней пустоты – это намного сильнее, она не
проходит. Мы видим всю человеческую историю, всю
нашу жизненную историю, и что же собой
представляет наша жизнь? Это всего лишь
управление страданиями. Если мы действительно
увидим, что мы постоянно бежим от страданий, от
самого главного страдания чувства
неудовлетворенности. Чего же мы хотим: управлять
своими страданиями или получить полное
освобождение от них? Если вы честно и актуально,
прямо посмотрите в глаза своей реальности, то вы
увидите, что вся ваша жизнь до сегодняшнего
момента – это всего лишь управление страданиями,
желание убить время для того, чтобы не
заглядывать внутрь себя, чтобы не сталкиваться с
этой внутренней пустотой, эта полнота и
честность может стать началом вашего
просветления.
В медитации вы можете увидеть свое обусловленное
состояние. Вы можете увидеть что-то устрашающее,
эти устрашающие образы, все это проявление
вашего внутреннего обусловленного состояния. Во
многих религиях, в древних мифах существуют
такие устрашающие животные, как, например,
драконы, демоны, они созданы для устрашения
нашего эго.
Так чего же мы хотим, управлять своими
страданиями или избавиться от них? Вся
современная цивилизация – это капелька меда,
цивилизация потребления. Постоянный спрос и
удовлетворение спроса. Мы все время пытаемся
заглушить свою внутреннюю пустоту, одиночество,
скуку и цивилизация услужливо подкидывает нам
все новые и новые средства, чтобы убить скуку,
снять это страдание от неполноценности и
неудовлетворенности внутри нас. Послушайте
историю о дровосеке, она хорошо описывает
состояние, в котором находится наша цивилизация.
Мы обсуждали недавно, что древние верования были
заменены верой в науку. Наука, совершив много
открытий и оснастив человечество комфортом, так
и не разрешила основной вопрос человечества:
"Для чего я живу?" И еще больше убедила
человека в бессмысленности жизни. Сейчас наука
все больше склоняется к духовности для того,
чтобы дать человечеству какой-то смысл
существования. В современном мире мы видим это
стремление оглянуться на себя, оглянуться назад
и стать более критичными к достигнутому
цивилизацией.
Итак, один дровосек жил очень спокойно в деревне
в Калифорнии и считал себя счастливым человеком.
Каждый день он ходил в лес спилить немного
деревьев, на продажу и ему вполне хватало на
жизнь. Однажды после работы он прилег на землю
под деревом отдохнуть. Мимо проходил некий
человек, тоже дровосек, но использующий
современное оборудование. Он увидел отдыхающего
дровосека и они разговорились. Современный
дровосек поинтересовался, какие машины тот
использует в своей работе? "Топор и пилу", –
услышал в ответ. И современный дровосек стал
рассказывать о том, какие виды современных машин
существует
для вырубки деревьев, пользуясь которыми, можно
за день напилить несколько га леса. "Что ты
делаешь с таким количеством леса?", – спросил
его маленький дровосек. "Я продаю его за
большие деньги, потом еду в город и покупаю все,
что мне нужно. За такие деньги можно купить и дом,
и машину, и все, что хочешь". "Да! –
воскликнул маленький, – это интересно, ну, а что
же потом?" "Потом у тебя будет так много
времени, и ты сможешь делать то, что захочешь",
– ответил современный дровосек. "Ну, а сейчас
что я делаю?"
Эта маленькая история побуждает нас задуматься о
том, для чего существует современная
цивилизация, что она дает нам. Назначение всех
удобств, которых достигла нынешняя цивилизация
– это возможность дать человеку больше
свободного времени на отдых. Но мы не можем
воспользоваться этими достижениями, потому что
мы не знаем, как распорядиться свободным
временем. Часто люди, достигнув каких-то высот, к
которым стремились, в результате ощущают
неудовлетворенность. ОНи говорят: "Ну и что из
того, что я достиг, что дальше?" Мы так долго
мечтаем о своем будущем, стремимся к чему-то,
представляем себе то счастье, когда осуществятся
наши мечты. И что же? Получив, наконец, то, чего
хотел, о чем мечтал, мы пребываем в радости 2-3 дня,
а потом счастье улетучивается, и мы спрашиваем
себя: "А что дальше?" Например, человек
построил большой дом, пригласил друзей,
отпраздновал событие, но проходит время, он
привыкает к дому, и опять перед ним вопрос: "Что
дальше?" Мы постоянно пытаемся уйти от чувства
неудовлетворенности, чувства боли, которая
вызвана ощущением пустоты и бессмысленности
жизни. Мы занимаем себя различными видами
деятельности. Когда физическая активность нам не
помогает, мы пользуемся психологической
активностью. Психологическая активность состоит
в постановке новых целей, и в ходе достижения
этих целей мы забываемся. Но как только мы
достигаем цели, вновь возникает ощущение
внутренней пустоты, и мы вновь придумываем себе
занятия либо новые цели. Бег по кругу
продолжается.
В Хайдерабаде, населенном пункте Индии, где
проживает 6 млн. человек, произошел такой случай.
Одна женщина-садок, участвовавшая в семинаре,
получила сильный инсайт во время ягни. Это было
откровение, которым она поделилась с участниками
ягни. До этого она не понимала и не осознавала,
какую жизнь она ведет.
Она была замужем и у них не было детей. Муж ее
всячески унижал и издевался над ней. Он работал в
страховой фирме, которая часто посылало его в
командировки на несколько дней, и женщина часто
оставалась одна. Она всегда ждала его отъезда,
надеясь на то, что без него ей будет лучше: некому
будет оскорблять ее. Но, когда он уезжал, ощущение
облегчения не приходило, а становилось еще хуже:
она чувствовала себя намного более несчастной
чем, когда он был дома. Она задумалась над этим
парадоксом: почему она боле несчастна, когда
мужа, который издевается над ней и даже бьет ее,
нет дома. Она пыталась приводить много доводов
для объяснения этого: возможно, она все еще любит
его, возможно, это ее карма, возможно, она сама
виновата и т.д. И вот, на ягне после того, как она
услышала о страданиях, она вдруг осознала, что,
когда муж был дома, она была занята этими
страданиями, которые он ей причинял, она была
занята своими жалобами на него, занята этими
беспокойствами, горечью. И будучи занята
психологическими страданиями, она не
сталкивалась лицом к лицу с этим страшным тигром
– страданием самого существования. Как только
муж уезжал, она уже не могла занимать себя этими
обидами на него. Она сталкивалась с самым
основным страданием, с которым мы сталкиваемся,
оставаясь наедине с самими собой. И как
справляться с такими страданиями мы уже не знаем.
Вот почему, когда человек остается один, он
жалуется, он начинает вспоминать свое детство,
всю свою жизнь, и все это для того, чтобы не
оказаться перед фактом одиночества и
бессмысленности своей жизни. С физическими
страданиями гораздо проще справиться,
психологические по-труднее, но страдания самого
существования невозможно разрешить, самое
ужасное в том, что вы не знаете откуда берется это
страдание, кажется, все в жизни удалось: и хорошая
работа, и прекрасная семья, и уважение окружающих
вас людей, и налаженный и устроенный быт.… Откуда
взялось это страдание? На нашей ягне мы исследуем
все виды страданий, и те, которые возникают от
того, что никто не любит вас, и от того, что все
любят вас. И страдания от того, что вы ничего не
достигли в жизни, и от того, что вы все достигли в
жизни. Страдания от того, что никто не нуждается в
вас, и от того, что все нуждаются в вас. И когда
все, как будто бы, хорошо, но что-то плохо. Вы
спрашиваете себя: "Откуда эта боль внутри?"
Но затем вы останавливаетесь и спрашиваете себя:
"Почему я бегу от этой боли, и как долго я еще
буду бежать от нее, и есть ли выход?" И в конце
концов, кто-то скажет вам, что единственный
способ убежать от этой боли – это стать
просветленным. Но что бы им стать, вам
понадобится, по крайней мере, 3 жизни. Само
достижение этого состояния тоже становится
хорошим выходом, целью освобождения от этого
страдания, это также является возможностью
спрятаться от бессмысленности и пустоты.
Достижение просветления является своеобразным
уходом. Но все-таки единственной возможностью
освободиться от всего этого – это увидеть, что вы
пребываете в этом страдании, это осознать то, что
вы постоянно убегаете от себя, и даже ища
просветления, вы также убегаете. Это одиночество,
недовольство, пустота – все это есть сущность
жизни, а вы являетесь самим существованием. Само
ваше существование является причиной этой боли.
Ощущение того, что вы существуете, что вы есть и
вызывает в вас страдание. Пока вы есть, это
чувство всегда будет с вами, оно будет всюду вас
сопровождать. Ответьте на вопрос, страдаете ли вы
и были ли у вас времена, когда вы не страдали?
Размышляйте над этим. Может ли быть так, чтобы вы
не страдали? Можете ли вы сказать, что, когда вы
будете просветленными, вы не будете страдать?
Иногда мы жалуемся, что так много мыслей, они не
дают нам уснуть. Но иногда, редко, возможно,
бывает опыт отсутствия мыслей. Например, когда вы
проснулись или засыпаете или во сне. Когда мыслей
нет, вы там есть? Вы чувствуете свое
существование? Когда есть мысли вы там есть, если
же нет мыслей, то и вас нет. Можете вы сказать, что
освободились от мыслей? Есть только три
возможности: вы есть и мысли присутствуют, когда
мысли присутствуют, тогда и вы есть, и когда нет
мыслей, тогда и вас нет. Бхагаван говорит, что вы
страдаете и что вы должны понять: нет того, кто
переживает этот опыт страдания. Само присутствие
этого некто или субъекта, и есть само страдание.
Нет того, что вы переживаете страдание, само
наличие субъекта и порождает страдание, то есть
вы эквивалентны страданию, вы и есть само
страдание. Как можно сказать, что вы можете
освободиться от страдания? Вы не можете
освободиться от страдания, потому что вы
являетесь субъектом и само ваше присутствие
порождает страдание, пока есть вы, будет и
страдание. Само ощущение себя как личности, само
ощущение я и есть страдание. Я не переживаю опыт
страдания. Когда уходит это чувство, что я
существую, когда существование уходит, тогда и
страдание уходит. Когда уходит ощущение
индивидуальности, тогда уходит и страдание.
Невозможно сказать, что вы освободились от
страдания, так как, пока есть вы, есть и страдание.
Просветление – это освобождение от чувства я.
Когда вы прекратите существование как отдельное
существо, тогда прекратится и страдание.
Просветление – это ваша смерть. В Индуистских
писаниях просветление называется возрождением.
В этой смерти начинается жизнь. Вы начинаете
чувствовать жизнь. Пока вы существуете,
продолжается разделение, вы себя ощущаете как
отдельная сущность. Пока вы существуете, вы не
можете переживать реальность. Когда нет я, это
самые красивые моменты в жизни. Когда мы
постоянно бежим от недовольства собой, то от
этого наша самость укрепляется, просветление
происходит, когда мы увидим, что освободились от
самих себя. Возможно ли освобождение, когда вы
стремитесь к нему и тяжело и упорно работаете над
этим, когда вы жаждете достичь его? Кто это
пытается достичь просветления? Это Я, наша
самость пытается. Просветление – это
освобождение от себя. Получается, что Я или
самость, или эго пытается освободиться от самого
себя. Разве возможно, чтобы я освободилось от
самого себя? Это похоже на то, как собака пытается
поймать собственный хвост. Это бесконечный
процесс. И все, что нам нужно сделать – это
увидеть, что само желание быть свободным от себя,
и является самостью. Само желание освободиться
от себя и есть моя самость. Если вы увидите это, вы
станете спокойными. Если вы скажете, что вы не
стараетесь освободиться от себя, что вы не
стараетесь достичь просветления, ваши слова «я
не стараюсь» – это тоже продолжение вашего я.
Все, что вы можете увидеть – это только свою
самость, одну самость. Все, что вы можете сделать
– это смотреть и наблюдать за этой прекрасной
игрой, которая называется самость. В этом
наблюдении вы можете стать спокойными, в этом
спокойствии может произойти вспышка осознания,
но это мы обсудим после самскары шутхи и после
дикши.
Бхагаван говорит, что математическая сумма
страданий, составляет постоянную величину.
Физические + психологические + экзистенциальные =
постоянная величина (100 единиц) (калорий)
(энергия). Они варьируются в зависимости от
вашего состояния, но сохраняется постоянная
сумма. Человек, занятый своими физическими
страданиями, не осознает духовных страданий.
Чтобы убежать от страданий сущностных, мы
пытаемся навязать сами себе психологические
страдания, и делаем мы это подсознательно. Когда
нас захлестывают психологические страдания,
тогда мы входим, естественно, в физические
страдания, все болезни имеют психосоматический
характер. Чтобы стать просветленными, нам надо
больше войти в страдания экзистенциальные. Это
огромное пламя внутри, пламенное желание
самопознания. Результат многих жизненных
существований, освобождение от кармических
привязанностей и есть этот огонь. Когда нас
коснется этот огонь, тогда мы захотим
по-настоящему освободиться от него. Это будет
реальный огонь. У нас не будет никакого иного
выхода, как только пожелать освободиться от него.
Пока этого огня нет внутри, пока психологические
страдания еще живут в нас, тогда мы
удовлетворяемся управлением этими страданиями.
Иногда люди мучают себя физически, для того,
чтобы избавиться от психологических страданий.
История о двух пилотах, которые сбросили бомбу на
Хиросиму и Нагасаки. Когда они вернулись в
Америку, то жена одного очень гордилась своим
мужем, считая его героем. Муж чувствовал себя
замечательно, ему говорили, что он первый человек
в истории, который сбросил атомную бомбу. Жена
второго пилота была несчастна от того, что ее муж
погубил столько жизней, она бросала в лицо ему
страшные обвинения, что он не может считать себя
христианином. Он ощущал чувство вины, раскаяния,
у него была попытка самоубийства. Он причинял
себе боль, резал свое тело. От невозможности
пережить духовные страдания у человека
происходит подсознательный переход на
психологический уровень страданий. Когда мы не
можем справиться с психологическими
страданиями, мы часто говорим себе: "Уж лучше
бы у меня зубы болели, или сердце или язва
прихватила, чем так мучиться!" Эти процессы
происходят на подсознательном уровне. Пики
духовных страданий у человека наступают в период
от 18 до 23 лет, или от 43 до 53 лет, в Индии об этом
хорошо известно. Родители знают, когда у их чада
появляется печальный взгляд, ищущго смысла
жизни. Тогда ему тут же подкидывают вариант,
чтобы забыться, ему предлагают вступить в брак.
На какое-то время боль забывается, потом снова
возникает неудовлетворенность. Ему советуют
посмотреть на то, как живут другие: зарабатывают
деньги, покупают дома, машины, устраивают свой
комфорт. Таким образом, различными вариантами
уводят человека от духовного страдания, пока,
наконец, кто-то не поможет ему снова оглянуться
на себя и вспомнить.
Просветленных людей и на Востоке и на Западе было
много, но на примере Будды можно проследить
классическую историю просветления, она может
служить наглядным примером для понимания. Много
людей в современном мире и среди взрослых и среди
подростков одержимы огнем самопознания и
поиском смысла жизни. Эти люди готовы на все,
готовы все испробовать, воспользоваться любой
возможностью, готовы на любую крайность, чтобы
понять и обрести свободу. Будда был принцем в
маленьком королевстве, которое сейчас
расположено в Непале. И традиции в Индии таковы,
что когда рождается новый человек, то приглашают
астролога, который предсказывает его судьбу. И
астролог, которого пригласили родители Будды,
предсказал, что в будущем это будет великий
лидер, но не король. В будущем он станет великим
философом, но не будет служить своей империи.
Родители были озадачены этим предсказанием, так
как хотели, чтобы их сын был наследником
королевства, преемником. Они решили, что сын
может стать философом в том случае, если он будет
страдать и наблюдать страдания людей. Они решили
отгородить его от страданий. Отец предоставил
ему столько удобств и комфорта, что сын не
сталкивался со страданием в жизни. Ему подавали
самое лучшее, ему служили сотни молодых и
здоровых слуг. Его развлекали и ублажали танцами
и музыкой. Он не видел болезней и старости, он не
знал, что такое смерть. Но отец Будды не знал того
соотношения страданий, о котором нам сказал
Бхагаван. Таким образом, отец, защищая его от
физических и психических страданий, развивал в
нем духовные. Поскольку физические и психические
страдания были сведены к нулю, принц просто
сгорал от страданий самого существования. В нем
пылал огонь неудовлетворенности и пустоты. С ним
случилось то, что могло случиться с любым другим
человеком, будь у него такая же ситуация. Он
убежал из дома в леса, чтобы заглушить это
чувство пустоты. Он изводил себя голодом, изучил
все возможные системы духовных школ. Он
перепробовал все, что только возможно было в то
время. Шесть лет он занимался духовными
практиками, но ничто не могло ему помочь.
Страдания были попрежнему сильны. Он сражался до
последнего, он не мог остановиться, пока не
найдет выход. Но однажды силы покинули его, он
устал. Он устал от страданий, устал от борьбы, от
поиска. И как-то он сидел под деревом, отдыхая,
(дерево называлось Тополем или Бо) он оставил все
свои попытки, он сдался. Прекратилась жажда
борьбы, ушло желание поиска. И вот в тот момент,
когда на фоне этой усталости остановились мысли,
он увидел, что это самое желание, это не утихающее
стремление к освобождению, и было самим
страданием. Когда он увидел четко и ясно
собственное желание освобождения, то оно
прекратилось, исчезло. Он вошел в состояние покоя
и тишины. Он его назвал Нирваной, успокоение всех
поисков или прекращение одержимости. Когда его
спросили, как он может описать свое состояние
просветления, он сказал: "Я пробудился".
Просветление означает быть осознанным или
пробужденным, быть свидетелем, оно означает
видение. Вначале одна часть ума наблюдает за
другой частью ума, и некая третья часть ума
наблюдает как работают те обе части ума, но это
поначалу, это так похоже на парикмахерскую, где
со всех сторон себя видно, это похоже на трюмо. Но
это вначале, а потом уже возникает огромное
видение где можно наблюдать свысока, как
работает наш ум. Но пока это просто наблюдение
одной части ума за другой, и большое видение
возникает само собой. Когда мы наблюдаем за
работой ума, у нас крепнут возможности видеть, и
рождается новое видение, тотальной, целое.
Личность Творца мы будем рассматривать в третьей
части ягни. Можно ли утверждать, что простое
соединение всех клеток тела является человеком?
В соединении клеток присутствует нечто большее,
чем просто соединение. Человек – это и сознание,
разум. Можно ли сказать, что клетки отличны от
тела или сознания? И можно ли сказать, что клетки
это то же самое, что и тело? Единственное, что
можно сказать, что клетки возникают в
зависимости от всего тела, точно так же тело оно
зависит от всех своих клеток вместе взятых. Какая
связь между всем телом и каждой клеткой? Это –
взаимозависимость. Одно не может существовать
без другого. Сочетание кислорода с водородом
образует воду. Общее сочетание зависит от каждой
составляющей. Вода как сочетание элементов
зависит от кислорода и водорода. И каждое
сочетание составляющих зависит от того, во что
они сочетаются в единое целое. От сочетания неких
составляющих появляется что-то новое, и нельзя
сказать, что вода независима от ее составляющих
или это одно и то же. Если взять наше тело, то
когда соединяются все клетки, появляется нечто
большее: появляется сознание или разум. Как в
микрокосме, так и в макрокосме – во вселенной,
которая состоит из такого огромного количества
живых организмов, можем ли мы сказать, что в ней
так же есть сознание, разум, есть осознанность? В
человеческом организме клетка зависит от всего
тела, а тело зависит от каждой клетки мы не можем
их разделить, они – неразделимое целое. Если
отделить клетки от тела, то тело как единое целое
не будет существовать. Когда человек умирает от
голода, то и сознание его тускнеет – умирает.
Можно ли сказать, что сознание, разум есть нечто
отдельное от клеток, что оно стоит над или вне
клеток тела? Можно сказать, что сознание является
частью тела. Сознание и тело – это единый
процесс. Если взять дерево, то оно состоит из
ствола, кроны и корней и из тех процессов, которые
происходят в нем. Корни, листья, цветы, плоды,
поглощение, фотосинтез и др. процессы – все это
вместе взятое мы называем деревом. Можно ли
сказать, что дерево может существовать
независимо от ствола, корней, от фотосинтеза?
Каждая из этих составляющих зависит друг от
друга. Совершенно очевидно, что в нашем теле есть
сознание: какой то сигнал посылается из пищи он
попадает я в мозг, из мозга идет в поджелудочную
железу, оттуда в почки, и т.д.
Сердце зависит от того, как работают почки и
наоборот, сердце зависит от работы поджелудочной
железы, та зависит от работы печени, можно ли
сказать, что каждый орган работает независимо
друг от друга? Здоровье зависит от общей
координации работы всего организма. И это
координация взаимодействия, взаимозависимости
работы каждого органа, мы можем назвать чувство
ощущения тела. Какое ощущения тела, что оно живет,
это ощущение вне тела или внутри него? Чувство,
что я есть, я живу, оно зависит от тела или нет?
Можем ли мы сказать, что клетки и тело из которых
оно состоит одно и то же? Можно ли сказать, что
лист и дерево это одно и тоже? Нет нельзя, это не
одно и то же. Это не одно и то же, но это единые
составляющие. Клетки тела не могут
ункционировать без направления мозга, а мозг не
может существовать без функциональных живых
клеток. Творец и творение это одно и то же?
Микрокосм и микрокосм, это огромное число живых
организмов создающее эту единую огромную
вселенную, и в ней существует сознание, и это
сознание зависит от своих составляющих. Если вы
вынете одну клетку из тела, то сразу увидите, что
это не одно и то же. Но, одновременно они не
отличаются друг от друга. Капля и океан это одно и
то же? Но, в то же время океан состоит из миллиарда
таких же капель, как капля возникает из океана,
так и океан состоит из капель. Единственное можно
сказать, что они не являются одним и тем же и
одновременно они не отличаются друг от друга.
Капля и океан, клетка и тело, лист и дерево, творец
и творение это два конца одной и той же
реальности. Где же творец? Можем ли мы сказать,
что нет творца? В 12 часов дня, кто посылает
кишечнику сигнал о голоде? Все клетки сотворили
этого кого-то, а этот кто-то руководит всеми
клетками. Мы всегда ударяемся в крайности, либо
все независимое, либо полное единство. Мы не
можем говорить о независимом творце, и
независимом от него творении, творец зависим от
своего творения, как и творение зависит от
творца.
Земля и человек. Земля состоит из
минералов, полезных ископаемых, из того, что
произрастает на ней, и из человека, который живет
на земле. Из чего состоит человек? Если ближе
рассмотреть человека, то можно догадаться, что
человек состоит из того, что он ест, картошка,
капуста, морковка, и.д. Можно ли сказать, что земля
и человек это дно и то же? И в то же время мы не
можем сказать, что отдельны друг от друга.
Вселенная обладает сознанием, это сознание не
есть нечто независимое от вселенной, сама
вселенная и есть сознание. Это сознание, которое
внутри самой вселенной. Мы можем давать сознанию
различные имена, например: Бог или Высший разум,
Высшее "я". Как можно назвать этого Бога
наказывающим? Может ли он кого-то награждать или
миловать? Ведь тело так зависит от клеток, а
каждая клетка зависит от всего тела. Какие же
взаимоотношения между Богом и коллективным
разумом, который его создает? Дружеские. Когда
тело болеет, то кто болеет? Если у Володи болит
сердце он скажет, что он болеет. Когда орган
болеет, то мы говорим тело болеет, когда человек
болеет, то мы говорим, что Бог болеет, потому что,
часть Бога болеет. Часть этой вселенной страдает.
И вселенная пытается исцелить свою больную
часть. Потому что это две части одной и той же
реальности: человечество и Бог. Вот почему
отношения между человеком и Богом, между
человеком и высшим Я – это отношения дружбы, где
каждый пытается помочь друг другу. Все огромное
количество клеток, собранное вместе, создают
сознание, это сознание руководит и направляет
деятельность клеток. Нельзя сказать, что что-то
более, а что-то менее зависит от другого, что
клетка более зависит от тела, чем тело от каждой
клетки. Потому что, если мы посмотрим из чего
состоит все тело, мы увидим: легкие, желудок,
сердце, кишечник, мозг и т.д. Нельзя сказать, что
сердце более важный, а печень менее важный орган.
Здесь не существует дискриминации, все зависит
друг от друга, просто у каждой отдельной клетки
меньше видения, чем у целого организма. Тело в
целом обладает большим обзором, оно смотрит на
все процессы, которые происходят в нем, с более
высокой и общей точки зрения и поэтому может
руководить разными органами в отдельности, но
при этом огромное видение всего организма
достигается благодаря соединению всех клеток
вместе. Мудрость всего тела больше мудрости
одной клетки. Отдельный орган обладает меньшим
видением, чем все тело. Предположим, почки хотят
избавится от камней, но тело, обладающее большим
видением, знает, что сначала надо освободиться от
камней в печени, а потом почистить почки. И оно
побуждает организм есть нужные фрукты, чтобы
произошло очищение печени, а потом нужные
продукты для очищения почек. Высшее Я состоит из
бесчисленного количества организмов, и зависит
от миллионов человеческих существ, и поэтому его
видение огромно, колоссально. ИБМ – это огромная
корпорация и во главе ее стоит председатель,
затем президент, вице-президент, затем
подразделения, департаменты, рабочие – иерархия
идет по нисходящей. Основание этой корпорации
составляют служащие, которые распространяют ее
продукцию по всему миру, информацию о продаже они
передают в департаменты, эта информация
обрабатывается и поступает наверх к руководству.
И только председатель обладает полным знанием и
видением о результатах работы компании, и он один
может принять главное решение о дальнейшей
работе компании. От точности собираемых данных
зависит точность принятия решения, от этих
данных зависит его видение, нельзя сказать, что
он независим от всех составляющих. Те же примеры
мы можем наблюдать в армии, где есть
главнокомандующие, рода войск, и отдельные
военные. Нельзя сказать, что командующий
артиллерией не зависит от командующего
воздушным флотом и т.д. Можно сказать, что вы не
зависите от компьютера, а он зависит от вас. Но,
для того, чтобы создать программу, вам нужно
включиться в сеть, которую некогда, кто-то
изобрел, вам нужно прочитать много новых данных о
компьютерных программах, чтобы не отстать от
жизни. Вам нужно расслабиться и отдохнуть, или
принять таблетку от головной боли, которую вам
выписал врач, и, если внимательно посмотреть, то
можно ли сказать, что программист ни от чего
независит. Нам только кажется, что мы независимы,
но, если приглядеться внимательнее, то мы увидим
сложные связи всего со всем. Каждый человек в
любой своей деятельности зависит от огромного
числа факторов, которые, соединившись вместе,
дали возможность произвести что-нибудь. Для
выполнения любого действия необходимо соединить
огромное число различных компонентов. В природе
не существует независимых вещей.
Для того, чтобы произошло открытие, человеку надо
многому научиться у разных преподавателей,
прочитать огромное количество литературы.
Подход у нас чисто эмпирический, мы говорим
только о том, что мы можем увидеть, пронаблюдать,
а не о том, во что мы только верим, но никогда не
видели. Мы говорим о том, что наглядно можем
увидеть в жизни. Для того, чтобы вы появились на
свет, вас должны были зачать ваши родители, при
этом ваша мама должна была соблюдать правильный
образ жизни и режим для того, чтобы выносить вас,
чтобы вы родились здоровыми, она должна была
вовремя есть свою еду, которую вырастил
крестьянин и все эти продукты послужили для
образования вашего тела, все это связано с
огромным количеством вассан, которые должны были
случиться, вы вошли в ее тело. Огромное
количество факторов должны были соединиться
вместе, чтобы вы здесь оказались. Мы исповедуем
эмпирический подход, а это значит, что мы имеем
дело только с тем, что на самом деле можно увидеть
и пощупать руками. Мы не занимаемся
абсолютизированием истин, потому что, вы
воспринимаете бога как независимое существо, я
его воспринимаю иначе. Вот вам пример: найдите
хоть одну частицу во вселенной, которая не была
бы зависима от всего остального, и которая не
возникла бы при участии огромного числа
составляющих. Эмпиричность – это нечто
очевидное. Если я буду говорить о чем-то
неэмпиричном, что не является очевидным и ясным,
то внутри вас возникнет конфликт. Если я говорю о
Боге, то это не спекуляция, не умствование, а то,
что может быть понято, и что можно проследить.
Совершенно очевидно, что, если люди молятся и
получают ответы на молитвы, то, наверное, есть
нечто чувствующее, воспринимающее, отвечающее
нам, и то, что оно независимо от нас, совсем не
очевидный факт. Когда мы переходим зону
очевидного, тогда мы начинаем просто верить, и
обязываем других верить нам на слово о тех вещах,
которые просто недоказуемы. Космическая
реальность одна, но мудрый воспринимает ее по
своему и, если вы верите, что Бог независим от его
составляющих, это прекрасно, это ваше восприятие,
у каждого оно свое. Одни воспринимают Бога как
энергию, другие – как свет, третьи – как
личность. Всякое восприятие имеет право на
существование, но мы хотим научить вас быть
эмпиричными. Мы не хотим отдавать предпочтение
чьему то восприятию, мы говорим о фактах. Все чем
мы интересуемся здесь – это покончить со всеми
конфликтами. Мое восприятие вселенной, Бога и
Бхагавана не вызывает во мне никакого конфликта.
Мне этот опыт восприятия вселенной, как
зависимых друг от друга составляющих и целого,
открыл Бхагаван. Если кто-то другой воспринимает
Бога иначе, то никакого конфликта во мне это не
вызывает. Если ваше восприятие приведет вас в
состояние покоя и мира, и никакие иные восприятия
вас беспокоить не будут, то вы – мудрец. Но если
вас еще беспокоит иное восприятие, то вы делаете
попытки поверить в собственное. Но, мы здесь
собрались для того, чтобы покончить со всеми
страданиями и внутренними конфликтами. Когда
закончится конфликты, тогда вы сможете выпить
стакан воды также, как выпиваю его я. Поэтому наш
подход не спекулятивный без всякого умствования,
и мы будем говорить о вещах очевидных и ясных.
Человеческие страдания так очевидны и понятны
всем, но мы не говорим о том, как началось
творение, потому что для нас это не очевидно. Но у
вас остается свобода обладать своим собственным
восприятием и видением на все. Наш центр создан
для того, чтобы покончить со страданиями и,
особенно, с духовными страданиями.Основная
Санкальпа – положить конец этому виду страданий.
Вы свободны воспринимать Бхагавана так, как
хотите, как естественно для вас. Каждый может
иметь с ним личные отношения естественные для
него, главное, чтобы они не были подражанием. Вам
не надо делать никаких усилий, чтобы во что-то
верить, нужно просто ваше участие. Лучший способ
положить конец физическим страданиям – это
применяя мысли, а преодолеть духовные страдания
можно только видением, смотреть, смотреть и
смотреть на свою обусловленность, на те условия,
в которых вы находитесь, на то, что вы испытываете
страдания существования. Когда нам кажется, что
мы понимаем, это только начало понимания, нам
нужны часы созерцания этого состояния. Но, пока
мы учимся видеть ситуацию. Когда вы будете
просветленными и вы увидите другого
просветленного, вы поймете, что он
–просветленный, для этого нет критериев, лошадь
другую лошадь сразу узнает. Реальность одна и мы
ее воспринимаем различными способами, можно
сказать, что стакан с водой наполовину полон, а
можно сказать что он наполовину пуст. Различные
люди на протяжении тысячелетий по-разному
воспринимали реальность, в Индуизме никогда не
было вопроса о том, что является конечной
реальностью, конечным знанием о Боге. В индийской
семье каждый ее член по-своему воспринимает
реальность. Таким и было древнее сообщество,
каждый по-своему воспринимал единую реальность.
Современная религия утеряла знания о мудрецах,
воспринимающих по-особому единую реальность.
Из-за этого появились конфликты. Человечество
должно вновь открыть для себя эту истину. Это
является наследием всего человечества. У
просветленного редко бывают сновидения, ему
нужно немного сна.
Когда человек может быть счастливым? Почему мы
боимся? Чего мы боимся? Счастливый человек тот, у
которого нет страха. Когда человек ничего не
боится? Можно сказать, что весь опыт нашей жизни
– это опыт взаимоотношений с другими. Можно
сказать, что жизнь – это взаимоотношения. Какова
природа взаимоотношений? Почему у одних людей, в
зависимости от взаимоотношений, жизнь обладает
большим смыслом у других – меньшим? Все люди
стремятся к хорошим, добрым взаимоотношениям.
Нашей природе свойственно искать такие
взаимоотношения. С самого детства человек
стремится к хорошим взаимоотношениям, при
которых он чувствовал бы, что его не осуждают, что
его любят, понимают и принимают таким, каков он
есть. Он хочет встретить человека, которому можно
довериться. Ребенок ищет такие взаимоотношения
со своими родителями, но, чаще всего, не находит.
Нас никогда не принимают полностью такими, какие
мы есть, никогда не любят бескорыстно. Не найдя
такую любовь у родителей позже мы пытаемся найти
ее у своих друзей, но также терпим неудачу, потому
что и с друзьями у нас тоже не устанавливаются
полностью бескорыстные отношения, на основе
бескорыстной любви. Далее мы ищем бескорыстные
отношения в браке или с другом, подругой, и всякий
раз мы терпим неудачу, и не можем быть полностью
удовлетворенными, потому что в любых
взаимоотношениях остается степень осуждения
другого человека, нас не принимают полностью и
безусловно. Можно сформулировать, что основное
наше стремление в жизни – отыскать прекрасные,
безусловные взаимоотношения. Это относится к
сфере психологических страданий.
Человек, обладающий индивидуальным Я, желает
установления хороших взаимоотношений. Человек,
которому удается найти такие взаимоотношения,
становится в жизни более или менее счастливым. Мы
можем сказать, что это счастливый человек. Если
же человеку не удается установить такие
взаимоотношения, тогда он несчастен. И этот
человек ощущает постоянный страх. Чего же он
боится? Рассмотрим это на примере ваших
отношений со мной. В том обусловленном состоянии
вашего сознания ваше отношение было бы основано
на чувстве страха, вы были бы осторожными в
общении со мной. Вы постоянно следили бы за моим и
своим поведением. Вы постоянно боялись бы
потерять меня и испортить отношения со мной. Вы
постоянно опасались бы, что я могу обидеть вас
сделать вам больно. Вы боялись бы узнать, что я
вас не люблю. У вас существовал бы страх, что я не
принимаю вас такими, какие вы есть. В этом нет
никакой свободы, если вы постоянно должны
опасаться, постоянно должны быть на стороже.
Разве можно сказать, что при таких отношениях мы
учимся чему-то в жизни?
Перед смертью мы можем сказать, что мы не очень
много пострадали от своих взаимоотношений, что
они не сильно нас ранили, потому что мы были
осторожными и опасливыми. Но даже, если человек
еще не просветленный, но в своих
взаимоотношениях не руководствуется страхом, то
можно сказать, что жизнь у него хорошая. Таких
людей можно встретить в жизни. Они выглядят
гораздо счастливее, чем все остальные, и мы можем
обнаружить, что эти люди вовсе не богаты, не
знамениты, у них нет особой специальности и
нельзя сказать чтобы они были хорошо образованы,
квалифицированы, но все же чувствуют они себя
счастливыми. У других же мы обнаруживаем, что все
вроде бы у них есть, но счастья не хватает. Я
помню, что в детстве я часто встречал одного
нищего, и тот всегда был очень доволен, он всех
радостно приветствовал, всем желал доброго утра.
Так что же делает одного человека счастливым, а
другого несчастливым? Даже среди
непросветленных есть люди более счастливые,
потому что они исходят в своих взаимоотношениях
из чувства свободы. Большинство людей из чувства
страха предпочитают быть осторожными, даже в
своих семьях.
Само слово ягня означает жертвоприношение, это
значит, что ради большего надо пожертвовать
чем-то меньшим. Здесь вы идете на некоторые
жертвы, например: терпите неудобства, спите на
полу, едите простую пищу. Только тому человеку
сопутствует успех в мирских делах, который
решается пожертвовать чем-то, уютом, например,
уступить в чем-то другому. Если в вас еще не
пробудился дух жертвенности, то пришло самое
время для его пробуждения. Это поможет вам в
жизни и особенно здесь на просветлении, это
кармический закон, если вы готовы жертвовать, то
в жизни у вас все идет гораздо проще. Кто больше
отдаст, тот больше и получит. Так действует
кармический закон, его нельзя изменить, кто
больше принес в жертву, тот больше и получит, что
посеял, то и пожнешь. Великие духовные учителя
человечества – это те, кто может легко
склониться, легко измениться, уступить, именно
такие люди могут возглавить какое-то движение.
Если вы уже работаете с людьми или предполагаете
быть духовными лидерами, то уже сейчас нужно
взращивать в себе это качество, понимание,
уступчивость и смирение. Почему одни люди
чувствуют себя счастливыми, а другие в тех же
самых ситуациях нет? Почему в одной и той же
ситуации два человека имеют различный опыт,
различные переживания? Когда я был в Америке и
путешествовал на поезде из Сан-Франциско в
Денвер, я проехал большое расстояние. Я сделал
это намеренно, чтобы познакомиться с
Американцами, познать американский образ жизни,
познакомиться в поезде с многими людьми, чтобы
лучше понимать Американцев, и лучше общаться с
ними на ягнях. В поезде был вагон для обозрения с
большими окнами, туда приходили люди из других
вагонов, понаблюдать чудесные ландшафты, там
можно было пообщаться друг с другом. И когда я
сидел и смотрел в окно ко мне подошел человек и
сел напротив меня. Тот сразу спросил меня, откуда
я. Я ответил, что из Индии, что я монах. Собеседник
спросил меня, почему я выгляжу таким счастливым.
Я ответил, что узнал и открыл дело, которое
полюбил, потому я счастлив. Выяснилось, что
собеседник – психолог из Японии, он поделился со
мной, что у него есть хобби, которое заключается в
том, чтобы собирать даты дней рождения различных
людей. Он спросил меня о дате моего дня рождения.
Он был поражен и обрадован услышав дату, потому
что он родился в тот же день. Он сказал, что это не
просто совпадение, а знамение. Мы долго еще
сидели и говорили обо всем, я рассказал ему о
ритритах, которые я проводжу, о Бхагаване.
Психолог был восхищен всем услышанным и позвал
свою подругу, но женщина послушала немного, а
потом сказала, что ее эта тема не интересует, и
ушла. Они продолжали разговор. Казалось, психолог
был счастлив познакомиться со мной. Я сказал, что
встречал много людей в моей жизни. Психолог
рассказал об интересном случае из своей жизни. По
роду своей профессии он общался с множеством
людей. Случилось это 3 года назад. До того его
жизнь была очень скучна. Он встретил человека в
аэропорту. Эта встреча круто изменила его жизнь.
Случилось так, что его самолет задерживался и ему
пришлось сидеть в ресторане в аэропорту. Он был
огорчен, разочарован и проводил время в
Макдоналдсе. Он заметил, что неподалеку от него
сидит несколько человек. Один из них был
известный писатель, автор нашумевшей книги. Он
рассказывал своим собеседникам о Латинской
Америке, где он был, о реке Амазонке, о Мачупичу, и
рассказ его был настолько захватывающим, что
психолог решил обязательно посетить те места. И
действительно, он посетил Америку и провел там
месяц, один в лесу, где было очень опасно, но,
вернувшись домой, он почувствовал себя живым
человеком. Изменилось его отношение к жизни,
восприятие людей ситуаций. Но это было только
начало. И с тех пор он во всем видит знамения,
видит, что нет простых случайностей, все работает
на то, чтобы помочь ему. Он заметил, что не просто
так был задержан вылет в прошлый раз. В
результате этого он побывал в Америке. Некоторое
происшествие на дороге, привело его к совершенно
чудесному переживанию. Если он с кем-то
сталкивался, то это было важным и волнующим для
него. В этом поезде его что-то побудило
обратиться ко мне, и можно ли это назвать
совпадением?
Все совпадения он воспринимает как удивительные
подсказки, размышления над этими подсказками
привело его к мысли, что вселенная постоянно
помогает ему, слышит его, отвечает на все его
нужды. Теперь он просто может обратиться к
вселенной и просить о помощи. Он потерял страх
перед жизнью. Он не беспокоится и не боится того,
как люди будут относиться к нему: осудят или
похвалят. Он понял, что вселенная точно также
относится и к остальным людям. Он понял, что
вселенная – живой организм, и люди по-разному
называют ее: Богом, энергией, вселенским разумом,
Христом. Каждый знает, что есть нечто, отвечающее
нам, к кому можно обратиться, воззвать. Не важно
как мы называем это, важно, что это нам помогает,
многие люди открыли через свои наблюдения,
созерцание, что Бхагаван помогает и ведет их.
"Похоже, что вселенная или Бхагаван заботится
обо мне", – думают они. Те люди, которые
установили свои взаимоотношения с вселенной,
открыли ее для себя, через внимательное
наблюдение, созерцание, размышление, они уже не
имеют страха, они еще не просветленные, но в них
уже отсутствует страх, их не так просто обидеть,
они находятся в большей безопасности чем ранее,
им уже не так трудно живется, нежели ранее.
Качество их жизни улучшилось после того, как они
восстановили своивзаимоотношения с вселенной. У
меня было много встреч с подобными людьми. Каждый
по-своему определял эту реальность: как
вселенную, как Иисуса, как Бхагавана. Многие люди
стали счастливыми, после того, как открыли для
себя Бхагавана, потому что установили с ним
взаимоотношения, в которых отсутствует
осуждение. Эти взаимоотношения укрепляют их и
помогают им в ихй нужде. Если вы посмотрите на
свою жизнь, то увидите некоторые ситуации, где
вселенная отвечала вам. Уж так вселенная создана,
чтобы отвечать на наш призыв. Главное, чтобы вы
обращались к ней естественным для себя способом.
Когда вы по-настоящему обращаетесь, то вселенная
всегда откликнется на ваш призыв. Когда вы
установите связь со вселенной, то начнете
испытывать огромное наслаждение от жизни, даже
не будучи в состоянии просветления, вы уже сейчас
можете это почувствовать. Когда вы будете
становиться все более и более счастливыми, то
ваши физические и психологические страдания
приблизятся к нулю. Это будет означать, что доля
ваших духовных страданий увеличится в огромной
степени, и вы начнете искать просветления и
превратитесь в истинно ищущего. Счастье приводит
к еще большему счастью. Неудовлетворенность,
пустота, одиночество – все эти страдания
существования, приводят нас к поиску
просветления. Эта неудовлетворенность всегда с
вами, пока вы есть.
Вся цивилизация – это безостановочное
удовлетворение спроса. Все это – бегство от
ощущения безысходности и бессмысленности жизни.
Уход осуществляется через управление
страданиями, через времяпрепровождение,
убийство времени. Цивилизация рождается из
самости, ощущения себя как отдельного существа.
Если нет ощущения самости, то и нет подобной
цивилизации. В мире просветленных все иначе, но
когда человечество получит просветление,
изменение цивилизации будет заметно через пару
сотен лет. Цивилизация – это капля меда. За
человеком гонится тигр, человек пытается спасти
свою жизнь, бежит от него и оказывается у
пропасти. Человек хватается за корни дерева и
повисает на них. Но… на дне пропасти он видит
огромную королевскую кобру. Когда появляется
королевская кобра, то даже тигры и слоны в лесу
прячутся, она вызывает ужас. Человека охватила
паника, ужас, наверху тигр, внизу кобра, у него нет
выхода, но при этом две крысы подгрызают корни
дерева. Вдруг он замечает вверху на ветке две
капли меда, он дотягивается до них и слизывает.
Что же это такое, эти две капли меда? Многие люди
говорят, что они вполне довольны жизнью, у них
хорошая работа, прекрасная семья. Люди это
называют счастьем, но что же такое счастье?
Просветление – это священно, возвышенное и
сильное состояние. Люди испытывают разные
состояния просветления. Общее это – отсутствие
страданий. Интенсивность этого состояния может
быть разной, и зависит от того, какие садханы мы
делаем, насколько глубоко мы осознали состояние
бессмысленности и безнадежности жизни,
одиночества и пустоты внутри. Когда мы это
поймем, когда придет состояние просветления из
состояния неудовлетворенности, тогда мы сможем
стать великими философами, тогда мы сможем
служить людям как великие учителя. Если мы
внимательно проследим всю нашу деятельность в
жизни, то признаем, что вся наша цивилизация –
всего лишь капелька меда. Все, что она может дать
– это капельку меда. Человек, находясь в
безнадежном, несчастном состоянии, поднимает
голову и слизывает капельки меда и при этом
говорит, что они чудесны, замечательны. В его
жизни абсолютно безнадежная ситуация, но он
счастлив двум капелькам меда. Эта ситуация, в
которой все мы живем, мы постоянно пытаемся
избавиться от состояния бессмысленности жизни,
собственной ненужности, пустоты и
неудовлетворенности. Однако, что бы мы ни делали,
у нас получается только одно: попытки подавить
это состояние, уйти от этого состояния. Большая
часть активной деятельности человека не имеет
смысла, весь смысл его деятельности в том, чтобы
убежать, спрятаться от этой внутренней пустоты.
Редкая деятельность имеет какой-то смысл,
остальное же – бегство от реальности нашей
жизни. Этот побег происходит бессознательно. С
самого детства мы бежим от своей реальности.
Только духовно ищущий осознанно идет на поиск,
понимает свою ситуацию и сознательно ищет
выхода. Когда вы осознаете, поймете, от чего
бежите, тогда вы превратитесь в крепкого,
твердого воина, ищущего просветления, но оно
также является все тем же стремлением, все той же
жаждой только в новой форме. Теперь вы начинаете
активно искать просветления, но это все та же
капелька меда, потому что стремление и жажда все
еще есть. Все еще есть деятельность ума, есть
активность. Когда мы говорим: "Я не хочу
просветления", - это так же деятельность ума,
это тоже капелька меда. Когда вы увидите, что
поиски просветления превращаются в умственную
привычку, тогда в этом видении это не будет
являться привычкой. Только когда жажда, поиски
уходят, когда нет движения, только в этом случае
можно сказать, что нет и ухода от
неудовлетворенности. Когда отсутствует любой
поиск, любая умственная активность, тогда можно
сказать, что нет ухода от нашей
неудовлетворенности, тогда мы остаемся с ней
наедине. В индуизме каждый человек проходит
через четыре состояния в своей жизни: кама, арта,
дхарма, мокша. Вначале мы пытаемся материально
обеспечить свою жизнь, мы самоцентрированы,
эгоистичны, думаем о собственном достатке. Все мы
еще в состоянии камы. Когда мы научились
зарабатывать деньги, обеспечивать свои
физические потребности, тогда нам хочется
больших удовольствий. Кама - это осуществление
желаний. Желания мы осуществляем через обретение
семьи. Те удовольствия, которые мы получаем от
зарабатывания денег, от ощущения собственной
значимости, через арту, исполнение желаний в
семье, с детьми, нас уже не могут удовлетворить,
мы как бы становимся шире, нам хочется больших
удовольствий. Тогда появляется дхарма, а именно:
быть справедливым. Мы хотим служения
человечеству, людям, обществу, стране. В конце
концов и это перестает нас удовлетворять, нам
хочется большего и мы подходим к четвертому
состоянию к мокше, к поиску просветления. Когда
человек подходит к этому шагу, тогда он может
просмотреть свою жизнь и увидеть, что вся его
жизнь была всего лишь подготовкой к мокше, что
вся его жизнь была бегством от бессмысленности.
Глубинные, сущностные страдания были прикрыты
сверху своими нуждами. Тогда он увидит широкую
картину своей жизни, он увидит, как вся жизнь
привела его к поиску просветления. И так же он
увидит, что сам поиск – это тоже уход от
состояния неудовлетворенности, это будет полная
картина. Все, что бы он ни делал в своей жизни,
любая деятельность это – попытка уйти от
состояния бессмысленности жизни. К нему приходит
ощущение своей беспомощности, бессмысленности
любых усилий и достижения просветления и ухода
от неудовлетворенности. Любые его попытки
безнадежны. Это приводит его в состояние
концентрации и сосредоточенности, он начинает
дольше, глубже и полнее всматриваться в свою
ситуацию. Проходя через четыре состояния: арту,
каму, дхарму, мокшу, человек, подходя к мокше,
понимает, что вся его жизнь – это попытка убежать
от внутренней пустоты. И пройдя разные этапы
жизни и дойдя до мокши, поняв, что кроме
просветления нас ничто спасти не может, это
желание получить просветление является бегством
от чувства неудовлетворенности. Видя, что
желание просветления тоже есть бегство, быть или
не быть равно является бегством. Тогда у человека
возникает чувство глубокой сосредоточенности,
он начинает все внимательней всматриваться в эту
ситуацию
ж Обсудить и задать вопрос
автору ж
б Все
фотографии Индии б
и Карта
сайта об Индии
и