Первое путешествие в Индию в 2002 году
Заметки об индийских традициях и обычаях

Когда   индийцы здороваются
Правая рука в Индии считается чистой
Священные места
Индийцы держат дистанцию
В Индии культ ненасилия
Фотографирование индийцев
Замужние индианки
Имена Индийцев
Священный Ганг, священный Варанаси

Когда индийцы здороваются,

они говорят друг другу "Namascar" (НамаскАр) или "Namaste" (НамастЭ), что означает приблизительно "я приветствую в Вас Бога". При этом принято складывать ладони на груди и   кланяться. С туристами здороваются обычно "Hello" и машут рукой либо говорят "Good afternoon\evening\.." Мы пытались исходить из местных традиций, здоровались на хинди и слегка кланялись, нам всегда отвечали тем же и радушно улыбались, а отношения устанавливались быстрее и теплее.

Правая рука в Индии считается чистой,

ею едят (индийцы не используют столовых приборов) в отличие от левой, которую индийцы используют для омовения после отправления естественных потребностей (они не пользуются туалетной бумагой). Поэтому не вызывая негативной реакции индийцев кушать, брать пищу, вообще чистые вещи, либо брать что-либо у других людей, показывать, а тем более здороваться можно только правой рукой.
Кстати, правило не хватать все обеими руками, к которому мы привыкли за месяц в Индии, оказалось полезно и в России, например при поездках в транспорте, пересчете денег, чистке одежды...

Священные места -

буддийские и индуистские храмы и монастыри, алтари и внутренние помещения в них, гомпы (памятник, поставленный на месте захоронения какой-либо святыни или события, иногда это просто камни с надписями, иногда строения типа наших часовенок или стел), а так же ашрамы (здания, где находятся религиозные, йогические или другие общины), и все иные места, имеющие для индийцев религиозное или культовое значение  обходить нужно только  справа (по часовой стрелке, по ходу движения Солнца). Это правило распространяется на всех посетителей, не зависимо от их религиозных убеждений.  При входе в такое помещение, а иногда и на территорию таких мест обувь нужно снимать, обычно об этом говорят служащие или это написано при входе. Кстати говоря, индусы снимают обувь и при входе в дом.
Индийцы на службе в храмах обычно сидят либо на корточках, либо по-турецки, подвернув под себя стопы. Во время службы нам так же предлагали сесть на специальные циновки или коврик, или просто на пол. При этом сидеть никогда нельзя так, что бы стопы ног были повернуты к другим людям, это рассматривается как оскорбление, не только в храмах, а вообще в общественных местах.
После посещения монастырей и храмов принято оставлять немного денег - 5-15 рупий ($ 0,1-0,4), деньги можно положить на блюдо для приношений или бросить в специальный donation box либо отдать служителю.
К сожалению, европейцев беспрепятственно пускают только в буддийский храмы и монастыри, в большинство индуистских храмов допуск  для нас был закрыт, о чем свидетельствовали таблички при входе или это вежливо сообщалось нам окружающими.

Индийцы предпочитают держать дистанцию,

не принято дотрагиваться до тела или одежды человека, таким жестом человека можно оскорбить (к сожалению нищие об этом забывают). Это, очевидно, основано на традициях кастового строя, императивы  которого не смотря ни на что существуют и сейчас. Индийцы безошибочно определяют принадлежность человека  к определенной варне, хотя внешних признаков и оснований разделения  нам установить не удалось. На европейцев кастовая система, естественно, не распространяется, поэтому относились к нам по разному – от панибратства до подобострастия.
Мужчины и женщины (даже супруги) в общественных местах так же ведут себя крайне сдержанно, даже не держатся за руки.
Гладить детей по голове нельзя ни в коем случае, считается, что так можно ребенку сильно повредить.

В Индии культ ненасилия (ахимса),

что проявляется как в отношениях к людям, так и к животным. Я ни разу не видела ни одной драки, говорят, что уровень насильственной преступности крайне низок. Даже, если Вас сильно достал какой-нибудь нищий никогда не отталкивайте его, лучше подойдите к ближайшей лавочке и попросите торговца отогнать попрошайку.
Я не видела также ни одного сбитого животного, и ни одного случая, что б животное прогоняли пинками - могут махать руками или толкать к нужном направлении, но не бьют. Такое отношение, видимо, непосредственно связано и идеей о  реинкарнации.
Коровы (являясь священными животными) спокойно разгуливают по проезжим улицам, нарушая нормальное движение транспорта. Нам рассказали случай о водителе, насмерть сбившем корову: Он не сбежал, а сел на бордюр и залился слезами, а приехавшая полиция (санкция за убийство коровы доходит до 15 лет тюрьмы) совсем не торопилась с наручниками, терпеливо утешала бедолагу и приводила его в чувство, ведь по местным представлениям такой наезд испортил водителю несколько последующих жизней.
Собаки так же пользуются свободой, их можно встретить и в храмах, и в государственных учреждениях. На крыльце библиотеки Тибетского Правительства в изгнании стоят несколько расписных  мягких лавочек. Когда мы туда попали было холодно и шел  дождь. Правые от входа лавочки занимали люди, на левых свернулись калачиком несколько собак.

К фотографированию относятся очень по-разному.

В буддийских храмах фотографирование, по общему правилу, разрешено, в индуистских – обычно запрещено, на дверях в таких случаях нарисован зачеркнутый фотоаппарат. Хотя фотографировать в зале приемов в резиденции Далай Ламы нам почему-то не позволили. Иногда за фотографирование взимают плату.
Фотографируя людей, необходимо предварительно спрашивать их разрешения, поскольку для некоторых это не допустимо по религиозным мотивам. Большинству индийцев  фотографироваться нравилось, они даже специально просили нас об этом, а за возможность сняться с нами горячо благодарили.

Замужние индианки имеют 16 признаков отличия,

я, правда, знаю только 4 из них:

  • специальные брачные украшения - серьги, ожерелья и браслеты; браслеты назамужние девушки носить не имеют право, а вдовы носят только на одной руке;
  • убранные в косу или пучок волосы, а так же пробор, окрашенный красной краской;
  • иногда называют "тика" кружочек (специальная наклейка) красного цвета на месте третьего глаза (между бровей), незамужние, кажется, носят черные просто как украшение. Вообще эта точка, которая зовется иногда бинду обозначает принадлежность к индуизму;
  • пробор и стопы ног, окрашенные красной краской.
  • Индийцы часто называют детей

    именами Богов  либо священных предметов или действий. Считается, что ребенок будет находится под покровительством Бога, именем которого его назвали. Или пользоваться иными выгодами, вытекающими из связи со священным местом (нашего официанта звали Ганга) или обрядом (знакомую девочку звали Пуджа).

    Священный Варанаси, священный Ганг

    Варанаси (другие его названия Бенарес и Каши) – один из семи священных городов Индии, расположенный на берегу Священного Ганга. Это город, куда со всей Индии стекаются паломники, желающие совершить омовение в Ганге, для чего по всей набережной  построены специальные сооружения  – Ghat`ы (Гаты). Гаты представляют собой гостиницы для паломников со ступенями, спускающимися к реке. Гаты  были  возведены правителями штатов Индии и сопредельных государств достаточно давно, и, к сожалению, эти великолепные архитектурные памятники не реставрируются и находятся сейчас в плачевном состоянии.  
    Варанаси так же город, смерть и сожжение в котором дает индуисту некие (какие именно установить не удалось) блага в будущей жизни. Сожжение производится днем и ночью в крематории, так же находящемся на берегу. Крематорию принадлежат и 3 гостиницы, в которых доживают свой век люди, приехавшие умирать. Сожжение представляет из себя сложный обряд, включающий омовения, оплакивания, чтение молитв, собственно сожжение и развеивание пепла над Гангом. Для полного сожжения тела нужно 150 кг баньяногого дерева (жгут только на нем, поэтому удушливого запаха нет), 1 кг которого стоит около 150 рупий, по индийским меркам это очень много, поэтому сожжение бывает 6 степеней. Вообще не подлежат кремации: маленькие дети, беременные женщины, умершие от оспы, проказы, укуса змеи и убитые молнией, их, как и не полностью сожженных, просто бросают в середине реки с грузом, привязанным к ногам.
    И тем не менее люди купаются в Ганге, моются, стирают белье, пьют воду и увозят воду с собой.   Мы спросили об этом у лодочника, который ответил нам дословно: «Ганг – река чистая. Грязь – грязная».

    © Автор: Анна Сычева Achadidi, 2003. Использование материала в коммерческих проектах запрещено! При перепечатке материалов ссылка на www.achadidi.narod.ru обязательна.

    ж  Обсудить  рассказ  ж
      б Фотографии Индии  б
    и  Карта сайта об Индии   и

    Google
    achadidi.narod.ru - о Путях и путешествиях в Индию
    achadidi3.narod.ru - виртуальное путешествие в Непал
    веь Web на русском языке



    SpyLOG Индия.Ру

    Hosted by uCoz