Индия 2004

Гималаи нас не отпускали. Харсил

21 августа 2004 года около 12.40 мы спустились в Ганготри.
Оставаться в Ганготри желания не было, хотя мы еще не все там осмотрели. Хотелось остановиться на несколько дней в каком нибудь тихом месте, посмотреть на заснеженные  Гималаи, погулять по лесу. А  Ганготри - все таки место паломничества, народу полно, шумно... К тому же я надеялась найти в Гархвале чтонить совсем туристическое, типа Манали и Нагара - с электричеством, интернетом, нормальной кухней и т.д.
Такого здесь нет в принципе, но об этом узнать можно было только методом тыка...

Jhala
Из интернета я (еще в Москве) выудила инфу о неком горном курорте с садами, водопадами и ресторанами, Харсиле (Harsil), километрах в 20 от Ганготри. И, поскольку Харсил был значительно ближе, чем более известный Мaссури (Mussourie), решили ехать туда, тем более, что наш гид Винод подтвердил, что там красиво и еда европейская есть. Поскольку день был оплачен Винод нас сопровождал. Мы погрузились в автобус и по дороге Винод сказал, что  лучше бы поехать на 3 км. дальше, ибо там есть хорошее место. Я поверила ему на слово, все таки он местный, тем более, что более подробной инфы получить с моим английским было не возможно. Вобщем высадились мы через 6 км. от Харсила в местечке Джхала (Jhala), кое представляет собой десяток домов, растянувшихся вдоль дороги.  Винод сказал, что здесь есть единственный приличный отель на всю округу, а в Харсиле мы останавливаться не сможем,   потому как иностранцы, а там воинская часть.   Однако перспектива жить здесь не шла ни в какое сравнение с мечтами о горном курорте, и после недолгих совещаний мы с Серегой решили ехать вниз, в Уттаркаши. В добавок ко всему, дождь начавшийся днем с мороси, лил уже вовсю, что не прибавляло настроения. Однако автобусы останавливаться не хотели. Винод сказал мне, что   рейсовых сегодня уже не будет, а другие меня не подберут. Так и вышло.
Пришлось нам размещаться в отеле. Отельчик был   действительно симпатичный,  в номерах стоял обалденный аромат, т.к. внутри они обиты гималайским кедром, а хозяин был очень мил. Всего 250 рупий, правда не было здесь ни света, ни телефона. Так что все таки пришлось ехать в Харсил звонить, что стоило мне в 200 рупий в оба   конца. Надежды на европейскую еду в Харсиле   тоже не оправдались, единственно, там можно было кроме риса с далом заказать еще момо и купить чипсы.
Когда мы вернулись неподалеку от нашего отеля я увидела автобус, который днем пролетел мимо меня, не захотев остановиться. Винод прокомментировал, что с дорогой проблемы, но завтра с утра мы, конечно же, сможем уехать отсюда куда только захотим. Правда при этом  приглашал с утра к себе в гости. Я не придала этому значения тогда, хотя и заметила, что он все время чего нибудь да не договаривает. А лукавый азиат Винод скорее всего предполагал, что при такой погоде никуда мы не уедем, но расстраивать меня не хотел.

Эх, дороги...
На следующий день, 22  августа  около 7 утра  мы тормознули арендный джип, который должен был довезти нас до Уттаркаши всего за 70 рупий с человека.  Довез правда за 50 рупий за двоих до безымянного места в 13 км. от Гангнани, ибо дальше дороги не было, но пройти было можно.
И тут начался дождь, плавно перешедший в ливень. Мы и еще несколько человек перешли через остатки дороги и сели в автобус, стоявший на другой стороне.  Оказывается при проблемах на дорогах автобусы ездят как челноки, перевозя пассажиров между местами обвалов, так принято. Тут мы и   встретились с Адой (Ada Harazy) и Кристиной (Cristina Cavallari) снова, они загрузились в автобус через 15 минут после нас. И поехали. Кондуктор сказал, что в Дабрани (Dabrani) тоже дорогу снесло, но пройти можно, а на другой стороне стоит еще один   автобус. Может быть вчера так и было, конечно... Но пока ехали нас  2 раза из автобуса высаживали, что бы пассажиры остались живы, если автобус не удержится...

1 попытка
Когда мы приехали к мосту  около Дабрани дороги на другой стороне не было в принципе, то есть на месте дороги в пределах видимости лежала груда камней и сломанные деревья. А некоторые камни демонстративно падали вниз, катились по склону или плюхались в ревущую и без того Гангу. Тут я впервые и услышала этот странный незабываемый звук - звук камнепада, похожий на выстрелы - близкие, но не громкие, глухие, но очень резкие. Мы некоторое время  смотрели на противоположный берег, после чего кондуктор популярно объяснил нам четверым, что при всем богатстве выбора альтернативы нет. Идти под камнепадом - это самоубийство, дорогу починят не скоро, сплав по Ганге - это гарантированное самоубийство,  можно обвал обойти только поверху, а до Гангнани идти около 6-7 км., т.е. около 4 часов.  Сережа предложил идти сейчас же и взять мой рюкзак,  девушки тоже засобирались, но быстро передумали. Идти 4 часа с тяжеленным рюкзаком  под проливным дождем, т.е. по мокрой траве и сползающей земле, да еще и без проводника - это просто другая форма того же суицида. Никто из окружающих компанию нам составить не хотел, а уж быть носильщиками тем более. Кондуктор сказал, что носильщиков можно будет найти, но завтра, и в Сукхи, и если погода будет... короче говоря мы вернулись в автобус что бы ехать обратно. 
Рядом со мной  сидел местный паренек, который сказал мне, что пешком по тропе идти никак нельзя, это слишком опасно; и что  ему тоже очень нужно в Дели, и правительство Индии ему поможет в этом, так как у военных есть вертолет. Я пересказала это Кристине, и поскольку с нами ехал армейский офицер, девушки стали его пытать на предмет вертолета. Военный сознался, что эвакуация вертолетом действительно возможна, причем совершенно бесплатно. И мы тут же решили, не останавливаясь в Сукхи,  вместе ехать в Харсил (Harsil), на военную базу, поскольку индийские власти были вещью более реальной, нежели незапланированный поход по горам с N-м количеством оговорок.

Harsil
Десантировавшись в Харсиле, мы сразу же наткнулись на Джин (Jin Lin) и Франклина (Franklin Abrams), изучавших окрестности. На базу пришли уже в пятером, Сергей остался в джипе караулить наши рюкзаки. Военные отнеслись к нам, понятно, без всякого энтузиазма, дальше телефона на посту не пустили, выслушали, и предложили прийти попозже. Попозже, около 5,  повторилось то же самое. Переговоры вела Ада, большую часть сказанного ей в трубку я не поняла, краткое содержание мне потом перевела Кристина: Вертолета здесь не было и прилететь он мог только в хорошую погоду, вопрос с нашим расселением на уровне местных армейских властей решить нельзя. Дело в том, что все окрестные населенные пункты, где можно было жить иностранцам, были не телефонизированы, а нам связь нужна больше всего. Кто-то из девушек связавшись с родиной узнал, что коммерческая эвакуация стоит порядка 2000 долларов с человека, таких денег не у нас не было. Когда мы пришли в третий раз, около 18.30, нас запустили на базу, напоили чаем,  а потом сообщили, что нам разрешено остаться в Харсиле. Двое офицеров повели нас в отель.
Портье отеля, однако, селить нас наотрез отказался, даже не смотря на разрешение армейских властей. На помощь нам пришел некий почтенный индиец, господин Ашок (Ashok), обитатель отеля, с которым мы познакомились днем, за чаем. Приведшие нас офицеры подсовывали портье номера телефонов. Портье звонил по телефонам, выслушивал все, что ему говорили окружающие, но был непреклонен.
Деваться нам было уже просто некуда, вокруг была тьма. Ну мы и решили, с одобрения г-на Ашока, что встав сегодня ни свет, ни заря, полдня прогуляв под дождем по грязи, без завтрака-обеда-ужина,   а остальные полдня просто под ливнем, мы можем  немножко отдохнуть  хотя  бы в кресле на ресепшине. Мы сняли мокрые куртки, потом мокрые кроссовки, потом стали устраиваться поудобнее... 
Через 2 часа портье заявил, что мы останемся сегодня на ночь, но с утра уедем в другое место и потребовал вперед оплату 525 рупиев. В номерах не было воды, ее принесли нам в ведрах, зато были нагреватели воды. Белье правда соответствовало стоимости номера и было непривычно белым. Хотели купить спиртного, чтоб согреться и расслабиться, но его в Харсиле не было и г-н Ашок принес нам стакан виски из собственных запасов. В комнатах было тепло, и одеяла были сухими, почти как  дома... даже сны не снились...

Консульство России в Индии (Дели)
Весь следующий день, как и половину предыдущего, мы провели в местной аптеке, где был телефон STD. Это был единственный телефон на весь поселок и прилегающие к нему населенные пункты. К тому же дозвониться куда либо достаточно сложно,   а соединения с далеким Дели весьма не стабильны. Все звонили, конечно же, в первую очередь в посольства и консульства.
Я о консульстве РФ в Дели к тому времени уже была наслышана, что их любимый ответ: Ваши проблемы - Вы и решайте. Но все ребята звонили, я подумала, что надо попробавать, хуже просто не будет... Был только телефон посольства. В посольстве РФ, внимательно выслушав меня,  сообщили, что посольство такими вопросами не занимается,  дали телефон консульства.
С консульством состоялся следующий разговор, ответы консульства - дословно:
- Здравствуйте, я - гражданка России, мне необходима Ваша помошь... Я описала подробно где я, сколько нас и откуда мы, что случилось с дорогой, перспективы, то, что мы связались с военными...
- И что Вы от нас хотите?
- Помощи!
- Какой?
- ...Что бы Вы оказали давление на индийские власти и они решили вопрос с нашей эвакуацией, поскольку другого пути нет...
- Как?
- ...Например, связавшись с посольствами США, Китая, Израиля, Италии...
- Позвоните позже.
Я, конечно, не питала никаких иллюзий относительно отношения российских властей к народу, но... могли бы хотя бы из вежливости ченить переспросить и лапши навешать, но даже это сделать лень. Смысл ответа консульства РФ был понятен даже по длине ответов, кто-то из девушек пытался меня ободрить, сказав что-то типа: не переживай, если наши посольства помогут, то всем...
Мне было очень  смешно слушать вопросы консульских чиновников "Чево,Какой,Как", их же учили как им работать и  зарплату платят за то, что они гражданам помогают. И мне было очень стыдно за Россию, которую иногда называют сверхдержавой, но которая видимо так велИка, что судьбы 2 граждан, даже налогоплательщиков или избирателей ничего не значат для нее. В отличие от других, менее великих, стран...
До консульства больше дозвониться я не смогла, трубку не брали, Сережа звонил тоже безрезультатно. Вспомнила поговорку, которую никогда до этого понять не могла: "Заграница нам поможет!". 
Джин до китайского посольства не дозвонилась, телефоны не работали. Зато у Ады и Кристины их мидовцы взяли все необходимые данные и телефоны, и звонили им.

2 попытка.
Утром полицейский начальник из Уттаркаши сказал, что если за 3 дня дорогу не восстановят за нами пришлют вертолет. В 5 часов Аду вызвали на STD, начальник полиции сказал, что сегодня несколько человек из Ганготри перешли завал в сторону Уттаркаши, все живы и можем идти тоже.
Первый порыв был тут же ехать в Дабрани. Но мы решили, что  не успеем пройти засветло, к тому же дождь продолжался.
Час  Х   был назначен на 7 часов 00 минут   24 августа 2004 года.

5 дней в Гималаях.Гомукх  << Карта сайта  >> Выход из Гималаев. Дабрани

©  Achadidi Сычева Анна 2004.Перепечатка материалов допускается только с предварительного согласия автора.