Осень 2005, пятое путешествие
Северная Индия, штат Уттаранчал, округ Кумаон

Прекрасный древний Кумаон

Под знаком Девы

26 августа я прилетела в Дели, где должна была встретить своих компаньонов.  Андрей, живущий в Сиднее, прилетел за пару часов до меня и встретил меня в аэропорту. Второй попутчик москвич  Лев прилетел на 3 дня раньше и мы встречались уже на Мэйн Базаре.

23 августа солнце вошло в зодиакальный знак Девы... что это означает? Понятия не имею! но тем не менее....
В Гаурикунде мы отмечали день рождения Льва, в Ришикеше - день рождения Андрея.  Даже мой названный братишка Том, с которым мы встретились перед отъездом домой, родился 25 августа. Слишком много совпадений однако.

Желание вернуться в Гархвальские Гималаи появилось еще до того, как я их покинула  в прошлом году. Поэтому   конечная точка пути, точнее 2 - Шри Кедарнатх и Бадринатх появились в планах сразу же.
Другой вопрос, что обычно паломническая дорога в Гархвал, пролегает через  Харидвар и Ришикеш, где я уже была и куда не очень хотелось снова. Кроме того, мои спутники Андрей и Лев ехали в Индию впервые, и везти их, не представляющих что такое пуджа и зачем, прямиком в святыни Гималаев мне показалось не совсем правильно. В результате я решила заехать в Гархвал со стороны Кумаона, как потом оказалось это была отличная идея...

После дождяАльмора и ее окрестности

В тот же день мы купили  билеты в 3А на Раникет эксппресс до городка Катхогодам. При покупке билетов необходимо уточнять с какого вокзала уходит поезд, мы купили билеты в НьюДели и не переспросили, в результате мчались в Олд за 200 рупий на такси с риском опознать.
Раникет экспресс очь удобный поезд - уходит из Олд Дели в 22.45, около 6 утра мы были уже в предгорьях Гималаев. Все удовольствие, включая белье, 385 рупий на чела.
С дешевым траспортным сообщением было проблематично, поэтому мы взяли машину до Альморы за  550 рупий. Надо сказать, что поездка в машине того стоит - дорога занимает 2 или 3 часа, а окрестности очень живописны - небольшие ущелья, озера, лоскутные одеяла полей, на полпути попался ашрам, куда мы зашли. 

Альмора оказалась довольно большим городом, размазанным по 2 склонам холма. Сезон еще не начался, поэтому отели пустовали, хотя цены почему то не снижали. Средненький  дабл стоил от 250 до 400 рупий, номера в отелях поприличнее 700-800 за дабл. Мы посмотрели несколько отелей и остановились в крохотном гестхаусе на 4 номера Бадрешвар рядом с одноименным храмом. Отельчик не на дороге, зато и тише, чем на центральной улице. 
С едой в Альморе очень скромно, в ресторане только индиан дишес и не более 20 блюд, зато много книжных магазинов.  Вообще город произвел приятное впечатление, на улицах много деревьев и относительно чисто.
Садху из Альморы
Пока бродили по улицам, произошел забавный эпизод. Мы где- то остановились и в этот момент в конце улицы появились пара саду, догонявших нас. Ребята, которые ни разу живых садху не видели, обалдели и уставились на них, я им говорю: "Пошли, а то ща на бакшиш разведут". Они не слушают, саду приближаются. Один саду - красавец в черной одежке с черепом на шее, поворачивает в нашу сторону и идет на меня, смотрит в глаза и улыбается... и я чувствую, что он знает, что я знаю, что должна ему денег дать. Забытое ощущение нементального общения, всего 10 рупий, а так приятно, что тебя снова понимают когда ты молчишь.
В день приезда днем хлынул дождь, поэтому сам город толком не удалось посмотреть.

Побывали в главном здешнем храме Нанда Дэви Мандир. Храм, точнее их 2 - Дэви и Шивы, на вид очень старые, довольно большие. Дэви мандир был закрыт, но и вокруг походить было приятно, у  храма атмосфера нежности. Шивмандир сохранился лучше, стены испещрены лентами орнаментальных узоров, фигурами людей и животных, и даже эротическими сценами.
Есть в Альморе и католический костел, он стоит на горке не подалеку от Нанда Дэви, он огромный  и квасивый, но какой-то запущенный  и пугающий как исполинский ворон.

В окрестностях Альморы я выбрала пару храмов Катармал и Читаи, такси в оба места обошлось в 500 рупий, в принципе можно доехать и на автобусе. Поездки по таким местам я никогда не воспринимала как потерю времени на транспорт. Дороги очень красивые, обычно серпантины, пролегающие по краю холмов, заросших местными длинноигольчатыми соснами вперемешку с кактусами, или покрытых разноцветными полями.

Храм КатармалКатармал - старый храм начала 2 тысячелетия, посвященный Богу Солца Сурье. Собственно в Индии всего 2 храма Сурьи, второй в Конараке, в Ориссе.  Не смотря на уникальность храма состояние очень плохое, реставрационные работы ведутся, но как то не активно.
Храм находится на расстоянии 18 км. от Альморы на высоте около 1800 метров и до него нужно идти в горку пешком от ближайшей деревни около 1 часа. Храм стоит на склоне холма в очень живописном месте.
Центральная мандира с очень толстыми стенами (наверное 1 или даже 1,5 метра) окружена маленькими храмиками в 2-4 метра высотой. Внутри мандапы выставлены скульптуры и  фрагменты отделки храма, некоторые фигуры 30-40 см. высотой похожи по технике на те, что я видела в Карнатаке. Другие около 20 см. высотой видимо более древние, фигуры примитивнее, почти не декорированы, лица широкие, плоские, а глаза уже, чем у предыдуших. Снимать конечно нельзя.
В маленьком храме напротив центральной мандиры есть отверстие, и лучи солнца на рассвете в период с 15 декабря по 15 января освещают храм изнутри.
Вообще храм Катармал очень странный, в нем Шакти идет не сверху, как обычно, а снизу.

Храм Читаи в окрестностях АльморыХрам Читаи - храм колокольчиков посвящен местному Кумаонскому божеству ГолуДевта, который имеет еще много имен и почитается здешними горцами. Храм находится в 8 км. от Альморы.
К храму ведет лестница и корридор, увешенные колоколами разного размера, вокруг самого храма колокольчики и колокольцы висят огромными гирляндами. Часто к тесьме, на которой висит колокол привязана бумажка с просьбой или благодарностью. Колокольчики продают при входе в храм и я тоже не удержалась и тоже привязала небольшой колокольчик с запиской.
Читаи храм действующий, в нем полно народа,  и все входящие люди звонят в колокола, а родители приподнимают детей, что бы они тоже дотянулись. И от непрестанного разноголосого звона вокруг удивительная атмосфера радости и праздника.

ДжагешварХрамовый комплекс Джагешвара

Джагешвар, точнее ближайшая к нему деревня Артхоли, находится в 38 км. от Альморы. Автобусы до Артхоли ходят в 6.30 и 12.30 ежедневно, билет стоит 25 рупий, время в пути чуть более 2 часов. Мы поехали  утренним рейсом и видели восход солнца в лесу. Лучи пробивались через клубящиеся туманы и ветви сосен, с повисшими на них каплями росы,  - зрелище просто фантастическое!
От Артхоли до Джагешвара нужно пройти пешком 3-4 км.,   2\3 пути идет по красивой лесной дороге вдоль речки. Прямое такси от Альморы до Джагешвара стоит 700 рупий.
На полпути к Джагешвару в лесу стоит небольшой шиваитский комплекс Дандешвар, комплекс довольно старый, внутри ограды снимать запрещено, но войти в храм можно без проблем.

Джагешвар - принадлежит шиваитской традиции и является одним из 12 джьётирлингамов.
Джагешвар представляет собой большой комплекс, состоящий из 3 крупных и более100 (как пишут в путеводителях) маленьких и совсем мелких храмиков. На территории есть  бассейн с лотосами, правда цвел только один. Джагешвар расположен на берегу реки, которая отделяет его от леса.   Храмы в очень хорошем состоянии, большие храмы действующие. В одном из них для нас провели пуджу, после которой пуджари вручил Льву небольшую тришулу как подарок. Андрей зашел помедитировать в другой, местный пуджари потребовал с него за это 100 рупий. Видеосъемка на территории разрешена за 25 рупий, снимать на фото тоже можно.
Вокруг храмового комплекса несколько дхаба и отелей, приличных с виду.  Выше, по течению есть крохотный водопад, где можно искупаться, вода очень чистая и холодная; над водопадом на склоне холма храм, посвященный Дэви, откуда открывается вид на весь храмовый комплекс.
Здесь можно купить по 3  рупии открытки с местными видами, правда качество не ахти, но в других местах в лучшем случае были фотки.

Обещанный автобус не пришел ни в 3, ни в 6 часов, локал джипов, которые возят в Альмору за 70 рупиев   тоже не было,  поэтому  мы поехали до Альморы стопом. Грузовик ехал часа 2,5, сидело в кабине помимо нас и водилы еще человек 6 или 7, заплатили 100 рупий за троих.

Baijnath templesБайджнатх

Автобусы из Альморы в сторону Байджнатха  ходят с 6.30 до 16.00 через каждый час. Автобус стоит 45 рупий и доезжает до городка Гарур, отсюда  до Байджнатха  можно доехать на другом автобусе за 5 рупий. Расстояние около 80 км. мы преодолели примерно за 3 часа, по дороге проехали много маленьких курортных местечек с симпатичными отелями и объявлениями о йога-классе на английском языке. В одном месте к нам даже подошел некий господин в костюме с вопросом куда мы едем и не хотим ли остаться в хорошем отеле.
Мы поселились в Байджнатхе в KMVT, то бишь в Kumaon Mandal Vikas Nigam, отеле под патронажем местного департамента по туризму, принадлежащего к сети MVN. Отель стоит на горке над дорогой, место очень тихое. Маленький номер на 1 этаже отеля стоил всего 250 рупий, что очень дешево для этой сети, где цены ниже 450 не встречаются. Правда мы были в отеле единственные и ужин ждали 2 часа, но   приличных ресторанов в окрестностях я не видела, хотя другие европейцы встречались и очевидно другие отели есть.

Храмовый комплекс находился на другом конце деревеньки за поворотом Пиндара. Мы пошли вброд, течение очень сильное и быстрое, если бы не ребята меня бы унесло, хотя вода доходила только до  колена. Вода очень чистая и теплая, рядом с храмом живут стаи рыб, которых здесь подкармливают, поэтому они плавают безбоязненно чуть не задевая стоящего в воде человека.
Сам храм, как и положено, находится на берегу реки, к которой ведут ступеньки, и состоит из большого Шивмандира и 8-10 храмов по периметру. В центральном мандире каменное мурти Парвати накрыто металлической накладкой, перед ним находится большая металлическая йони, в которой лежит маленький каменный лингам. Есть и большой лингам - гранитное яйцо в пояс высотой - он стоит на улице.
Местный брамин провел для нас пуджу с абхишекой, дал Андрею и Льву мантры, а Льву еще и свою рудракшу отдал за 125 рупий. Андрей свою мантру тут же забыл, а я его стала мучить на предмет вспомнить и делать как было велено. И тут Лев просто таки совершенно случайно добыл из кармана полученную в Джагешваре визитку местного пуджари именно с текстом этой мантры.
У храма чудесная энергетика,  уходить совершенно не хотелось, благо везде стояли лавочки. Да и сам Байджнатх очень уютное и спокойное место, и народ тут очень доброжелательный, с нами здоровались или улыбались нам почти все встреченные нам жители.
Когда я планирую поездку в Москве мне хочется побольше увидеть, но когда я приезжаю в Индию и оказываюсь в каком-нибудь уютном тихом месте мне уже не хочется никуда ехать, только бродить по улочкам, болтать с людьми, да сидеть у храма... но план приходится выполнять. Мы приехали в Байджнатх вечером 29, а утром 31 мы должны были отправляться в Гархвал.
Позавтракали утром в отеле и как-то хором решили сходить в полюбившийся нам храм на прощанье. Меня никогда не тошнило даже на самых крутых серпантинах и горках, а  тут... Льва тоже чуть не вывернуло наизнанку, хотя ели мы совсем разную хавку. Потом стали вспоминать да складывать: еда свежая, в храме очень сильная хоть и мягкая энергетика, по дороге мы читали мантры... Мораль: ходите в храм на пустой желудок и не мешайте грубую материю с тонкой энергией...

Дорога в Гархвал

Из Байджнатха выбраться в Гархвал оказалось не так-то просто.
Сначала нужно доехать до Гвалдама. Автобусы туда может и ходят, но видимо очень редко, локал джипы набиты битком. Сидим мы с кучей рюкзаков на автобусной остановке и курим, т.е. я курю биди и угощаю местных, мимо проезжают изредка машины, но не в нужную сторону. А сидится после посещения храма так хорошо, спокойненько, состояние легкое, что воля-что неволя... И тут тормозит рядом джип и говорит нам водила, что ща вернется за нами. И впрямь возвращается, только у него машина полная, мы руками разводим, мест-то нет. И тут местные люди с заднего сидения повылезли и нас загрузили на свои места.... мужик с ребенком на переднее сиденье четвертым втиснулся, а парнишка сказал, что ему недалеко и вообще висел сзади на подножке... Мы их, понятно, ничего такого делать не просили, просто они сами так решили, и они улыбались нам, им хотелось что бы мы ехали. Потом я почувствовала, что люди смотрят на мой лоб, в храме нам поставили бинду, и видимо это сыграло не последнюю роль... Поездка стоила нам 30 рупий с чела, ехали примерно 2 часа, то есть в Гвалдам добрались около 13.00.

Из Гвалдама в Карнапраяг в 14.30 уходит рейсовый автобус, расстояние около 80 км. Городок пыльный, какой- то неухоженный, стоять на дороге не хотелось, пойти некуда, потоптались полчаса и решили ехать на джипе. Водилы объявили нам, что локал джипов нет, потому как никому в ту степь не нужно ехать, а   букинг стоит 1000. Сторговали себе пассажирское среднее сиденье за 700, и тут же набилось столько народа! люди сидели на коленях друг у друга, не понятно где они раньше были... Дорога из Байджнатха, а особенно от Гвалдама   очень живописна, идет серпантином вдоль реки Пиндар, что стекает с ледника Пиндари.

В Карнапраяг мы приехали около 5 часов и остановились на мосту близ праяга, то есть места соединения рек. В Карнапраяге встречаются Пиндар и Агакананда, текущая от Бадринатха. Наш путь  лежал к Кедарнатху, и мы должны были успеть доехать до Рудрапраяга потому что на следующий день мы должны были снова отправляться в путь и прибыть в Гаурикунд. Нам объявили, что все басы в Рудрапраяг уже ушли, погрузились мы в джип, сидим ждем, водителю спешить некуда, в переговоры о времени отправления вступать не хочет. Через 20 минут пришел автобус, полный конечно, но мы уместились. Билет стоит  25 рупий, время в пути около 1, 5 часов. Водила нам достался... ему бы на   автогонках выступать, дорога по горам вверх-вниз, влево-вправо, но он даже на поворотах скорость не сбрасывал, не то что под гору. Ехали мы на закате - красота! Солнце красно-оранжевое, каталось между гор и подмигивало, а то вдруг появлялось на повороте над самой рекой и проливалось в нее, и река, почти черная до этого, вспыхивала кровавым пламенем.

Рудрапраяг - место слияния двух священных составляющих Ганги - Мандакини и Алакананды.
Приехали около 7 часов, было уже темно. В переулке у автобусной станции взяли относительно чистенький номер с туалетом и душем за 200 рупий. Город неприятно поразил отсутствием электричества и невозможностью поесть и попить чая в одном месте, пришлось перейти на чиспы с колой.  Правда к чести хозяина как только мы вселились он тут же отправил кого-то за керосином и уже через полчаса  пропеллер закружился, хотя духота была такая, что пропеллер не спасал. Город большой, но мне показался осень суетным и неуютным, и ни ласси, ни почты... ребятам тут тоже не понравилось, даже вода и кола выглядели подозрительно и были налиты неравномерно....  я правда и не планировала останавливаться кроме как на ночевку.
31  августа по приезде в Рудрапраяг я попросила Льва помочь одеть лямку, которая зацепилась за часы, он почему-то рванул лямку вверх, часы взлетели и, шарахнувшись об асфальт, встали. Так у меня началось Безвременье или, другими словами, отрезок Пути, на котором встречались города, храмы, вершины, люди,  рядом с которыми время просто не имело значения...
Автобусы в Гаурикунд отправлялись с 6 до 11 утра каждый час, стоили 55 рупий, время в пути около 4-5 часов.
На один из таких автобусов мы и сели,
и с каждой минутой становились ближе к Святыням Гархвальских Гималаев...

©  Achadidi Сычева Анна 2005. Использовании материалов без предварительного согласия автора запрещается.

Фотографии Индии<<Карта сайта>> Святыни Гархвальских Гималаев. Шри Кедарнатх