Под знаком Девы
Альмора и ее окрестности26 августа я прилетела в Дели, где должна была встретить своих компаньонов. Андрей, живущий в Сиднее, прилетел за пару часов до меня и встретил меня в аэропорту. Второй попутчик москвич Лев прилетел на 3 дня раньше и мы встречались уже на Мэйн Базаре.
23 августа солнце вошло в зодиакальный знак Девы... что это означает? Понятия не имею! но тем не менее....
В Гаурикунде мы отмечали день рождения Льва, в Ришикеше - день рождения Андрея. Даже мой названный братишка Том, с которым мы встретились перед отъездом домой, родился 25 августа. Слишком много совпадений однако.Желание вернуться в Гархвальские Гималаи появилось еще до того, как я их покинула в прошлом году. Поэтому конечная точка пути, точнее 2 - Шри Кедарнатх и Бадринатх появились в планах сразу же.
Другой вопрос, что обычно паломническая дорога в Гархвал, пролегает через Харидвар и Ришикеш, где я уже была и куда не очень хотелось снова. Кроме того, мои спутники Андрей и Лев ехали в Индию впервые, и везти их, не представляющих что такое пуджа и зачем, прямиком в святыни Гималаев мне показалось не совсем правильно. В результате я решила заехать в Гархвал со стороны Кумаона, как потом оказалось это была отличная идея...
В тот же день мы
купили билеты в 3А на Раникет эксппресс до
городка Катхогодам. При покупке билетов
необходимо уточнять с какого вокзала уходит
поезд, мы купили билеты в НьюДели и не
переспросили, в результате мчались в Олд за 200
рупий на такси с риском опознать.
Раникет экспресс очь удобный поезд - уходит из
Олд Дели в 22.45, около 6 утра мы были уже в
предгорьях Гималаев. Все удовольствие, включая
белье, 385 рупий на чела.
С дешевым траспортным сообщением было
проблематично, поэтому мы взяли машину до
Альморы за 550 рупий. Надо сказать, что поездка
в машине того стоит - дорога занимает 2 или 3 часа,
а окрестности очень живописны - небольшие ущелья,
озера, лоскутные одеяла полей, на полпути попался
ашрам, куда мы зашли.
Альмора оказалась довольно большим
городом, размазанным по 2 склонам холма. Сезон еще
не начался, поэтому отели пустовали, хотя цены
почему то не снижали. Средненький дабл стоил
от 250 до 400 рупий, номера в отелях поприличнее 700-800
за дабл. Мы посмотрели несколько отелей и
остановились в крохотном гестхаусе на 4 номера
Бадрешвар рядом с одноименным храмом. Отельчик
не на дороге, зато и тише, чем на центральной
улице.
С едой в Альморе очень скромно, в ресторане
только индиан дишес и не более 20 блюд, зато много
книжных магазинов. Вообще город произвел
приятное впечатление, на улицах много деревьев и
относительно чисто.
Пока бродили по улицам, произошел забавный
эпизод. Мы где- то остановились и в этот момент в
конце улицы появились пара саду, догонявших нас.
Ребята, которые ни разу живых садху не видели,
обалдели и уставились на них, я им говорю:
"Пошли, а то ща на бакшиш разведут". Они не
слушают, саду приближаются. Один саду - красавец в
черной одежке с черепом на шее, поворачивает в
нашу сторону и идет на меня, смотрит в глаза и
улыбается... и я чувствую, что он знает, что я знаю,
что должна ему денег дать. Забытое ощущение
нементального общения, всего 10 рупий, а так
приятно, что тебя снова понимают когда ты
молчишь.
В день приезда днем хлынул дождь, поэтому сам
город толком не удалось посмотреть.
Побывали в главном здешнем
храме Нанда Дэви Мандир. Храм, точнее их 2 - Дэви и
Шивы, на вид очень старые, довольно большие. Дэви
мандир был закрыт, но и вокруг походить было
приятно, у храма атмосфера нежности.
Шивмандир сохранился лучше, стены испещрены
лентами орнаментальных узоров, фигурами людей и
животных, и даже эротическими сценами.
Есть в Альморе и католический костел, он стоит на
горке не подалеку от Нанда Дэви, он огромный и
квасивый, но какой-то запущенный и пугающий
как исполинский ворон.
В окрестностях Альморы я выбрала пару храмов Катармал и Читаи, такси в оба места обошлось в 500 рупий, в принципе можно доехать и на автобусе. Поездки по таким местам я никогда не воспринимала как потерю времени на транспорт. Дороги очень красивые, обычно серпантины, пролегающие по краю холмов, заросших местными длинноигольчатыми соснами вперемешку с кактусами, или покрытых разноцветными полями.
Катармал
- старый храм начала 2
тысячелетия, посвященный Богу Солца Сурье.
Собственно в Индии всего 2 храма Сурьи, второй в
Конараке, в Ориссе. Не смотря на уникальность
храма состояние очень плохое, реставрационные
работы ведутся, но как то не активно.
Храм находится на расстоянии 18 км. от Альморы на
высоте около 1800 метров и до него нужно идти в
горку пешком от ближайшей деревни около 1 часа.
Храм стоит на склоне холма в очень живописном
месте.
Центральная мандира с очень толстыми стенами
(наверное 1 или даже 1,5 метра) окружена маленькими
храмиками в 2-4 метра высотой. Внутри мандапы
выставлены скульптуры и фрагменты отделки
храма, некоторые фигуры 30-40 см. высотой похожи по
технике на те, что я видела в Карнатаке. Другие
около 20 см. высотой видимо более древние, фигуры
примитивнее, почти не декорированы, лица широкие,
плоские, а глаза уже, чем у предыдуших. Снимать
конечно нельзя.
В маленьком храме напротив центральной мандиры
есть отверстие, и лучи солнца на рассвете в
период с 15 декабря по 15 января освещают храм
изнутри.
Вообще храм Катармал очень странный, в нем Шакти
идет не сверху, как обычно, а снизу.
Джагешвар, точнее
ближайшая к нему деревня Артхоли, находится в 38
км. от Альморы. Автобусы до Артхоли ходят в 6.30 и
12.30 ежедневно, билет стоит 25 рупий, время в пути
чуть более 2 часов. Мы поехали утренним рейсом
и видели восход солнца в лесу. Лучи пробивались
через клубящиеся туманы и ветви сосен, с
повисшими на них каплями росы, - зрелище
просто фантастическое!
От Артхоли до Джагешвара нужно пройти пешком 3-4
км., 2\3 пути идет по красивой лесной дороге
вдоль речки. Прямое такси от Альморы до
Джагешвара стоит 700 рупий.
На полпути к Джагешвару в лесу стоит небольшой
шиваитский комплекс Дандешвар, комплекс
довольно старый, внутри ограды снимать
запрещено, но войти в храм можно без проблем.
Джагешвар - принадлежит
шиваитской традиции и является одним из 12
джьётирлингамов.
Джагешвар представляет собой большой комплекс,
состоящий из 3 крупных и более100 (как пишут в
путеводителях) маленьких и совсем мелких
храмиков. На территории есть бассейн с
лотосами, правда цвел только один. Джагешвар
расположен на берегу реки, которая отделяет его
от леса. Храмы в очень хорошем состоянии,
большие храмы действующие. В одном из них для нас
провели пуджу, после которой пуджари вручил Льву
небольшую тришулу как подарок. Андрей зашел
помедитировать в другой, местный пуджари
потребовал с него за это 100 рупий. Видеосъемка на
территории разрешена за 25 рупий, снимать на фото
тоже можно.
Вокруг храмового комплекса несколько дхаба и
отелей, приличных с виду. Выше, по течению есть
крохотный водопад, где можно искупаться, вода
очень чистая и холодная; над водопадом на склоне
холма храм, посвященный Дэви, откуда открывается
вид на весь храмовый комплекс.
Здесь можно купить по 3 рупии открытки с
местными видами, правда качество не ахти, но в
других местах в лучшем случае были фотки.
Обещанный автобус не пришел ни в 3, ни в 6 часов, локал джипов, которые возят в Альмору за 70 рупиев тоже не было, поэтому мы поехали до Альморы стопом. Грузовик ехал часа 2,5, сидело в кабине помимо нас и водилы еще человек 6 или 7, заплатили 100 рупий за троих.
Автобусы из Альморы в
сторону Байджнатха ходят с 6.30 до 16.00 через
каждый час. Автобус стоит 45 рупий и доезжает до
городка Гарур, отсюда до Байджнатха можно
доехать на другом автобусе за 5 рупий. Расстояние
около 80 км. мы преодолели примерно за 3 часа, по
дороге проехали много маленьких курортных
местечек с симпатичными отелями и объявлениями о
йога-классе на английском языке. В одном месте к
нам даже подошел некий господин в костюме с
вопросом куда мы едем и не хотим ли остаться в
хорошем отеле.
Мы поселились в Байджнатхе в KMVT, то бишь в Kumaon Mandal
Vikas Nigam, отеле под патронажем местного
департамента по туризму, принадлежащего к сети
MVN. Отель стоит на горке над дорогой, место очень
тихое. Маленький номер на 1 этаже отеля стоил
всего 250 рупий, что очень дешево для этой сети, где
цены ниже 450 не встречаются. Правда мы были в
отеле единственные и ужин ждали 2 часа, но
приличных ресторанов в окрестностях я не видела,
хотя другие европейцы встречались и очевидно
другие отели есть.
Храмовый комплекс
находился на другом конце деревеньки за
поворотом Пиндара. Мы пошли вброд, течение очень
сильное и быстрое, если бы не ребята меня бы
унесло, хотя вода доходила только до колена.
Вода очень чистая и теплая, рядом с храмом живут
стаи рыб, которых здесь подкармливают, поэтому
они плавают безбоязненно чуть не задевая
стоящего в воде человека.
Сам храм, как и положено, находится на берегу
реки, к которой ведут ступеньки, и состоит из
большого Шивмандира и 8-10 храмов по периметру. В
центральном мандире каменное мурти Парвати
накрыто металлической накладкой, перед ним
находится большая металлическая йони, в которой
лежит маленький каменный лингам. Есть и большой
лингам - гранитное яйцо в пояс высотой - он стоит
на улице.
Местный брамин провел для нас пуджу с абхишекой,
дал Андрею и Льву мантры, а Льву еще и свою
рудракшу отдал за 125 рупий. Андрей свою мантру тут
же забыл, а я его стала мучить на предмет
вспомнить и делать как было велено. И тут Лев
просто таки совершенно случайно добыл из кармана
полученную в Джагешваре визитку местного
пуджари именно с текстом этой мантры.
У храма чудесная энергетика, уходить
совершенно не хотелось, благо везде стояли
лавочки. Да и сам Байджнатх очень уютное и
спокойное место, и народ тут очень
доброжелательный, с нами здоровались или
улыбались нам почти все встреченные нам жители.
Когда я планирую поездку в Москве мне хочется
побольше увидеть, но когда я приезжаю в Индию и
оказываюсь в каком-нибудь уютном тихом месте мне
уже не хочется никуда ехать, только бродить по
улочкам, болтать с людьми, да сидеть у храма... но
план приходится выполнять. Мы приехали в
Байджнатх вечером 29, а утром 31 мы должны были
отправляться в Гархвал.
Позавтракали утром в отеле и как-то хором решили
сходить в полюбившийся нам храм на прощанье. Меня
никогда не тошнило даже на самых крутых
серпантинах и горках, а тут... Льва тоже чуть не
вывернуло наизнанку, хотя ели мы совсем разную
хавку. Потом стали вспоминать да складывать: еда
свежая, в храме очень сильная хоть и мягкая
энергетика, по дороге мы читали мантры... Мораль:
ходите в храм на пустой желудок и не мешайте
грубую материю с тонкой энергией...
Из Байджнатха
выбраться в Гархвал оказалось не так-то просто.
Сначала нужно доехать до Гвалдама. Автобусы туда
может и ходят, но видимо очень редко, локал джипы
набиты битком. Сидим мы с кучей рюкзаков на
автобусной остановке и курим, т.е. я курю биди и
угощаю местных, мимо проезжают изредка машины, но
не в нужную сторону. А сидится после посещения
храма так хорошо, спокойненько, состояние легкое,
что воля-что неволя... И тут тормозит рядом джип и
говорит нам водила, что ща вернется за нами. И
впрямь возвращается, только у него машина полная,
мы руками разводим, мест-то нет. И тут местные
люди с заднего сидения повылезли и нас загрузили
на свои места.... мужик с ребенком на переднее
сиденье четвертым втиснулся, а парнишка сказал,
что ему недалеко и вообще висел сзади на
подножке... Мы их, понятно, ничего такого делать не
просили, просто они сами так решили, и они
улыбались нам, им хотелось что бы мы ехали. Потом
я почувствовала, что люди смотрят на мой лоб, в
храме нам поставили бинду, и видимо это сыграло
не последнюю роль... Поездка стоила нам 30 рупий с
чела, ехали примерно 2 часа, то есть в Гвалдам
добрались около 13.00.
Из Гвалдама в Карнапраяг в 14.30 уходит рейсовый автобус, расстояние около 80 км. Городок пыльный, какой- то неухоженный, стоять на дороге не хотелось, пойти некуда, потоптались полчаса и решили ехать на джипе. Водилы объявили нам, что локал джипов нет, потому как никому в ту степь не нужно ехать, а букинг стоит 1000. Сторговали себе пассажирское среднее сиденье за 700, и тут же набилось столько народа! люди сидели на коленях друг у друга, не понятно где они раньше были... Дорога из Байджнатха, а особенно от Гвалдама очень живописна, идет серпантином вдоль реки Пиндар, что стекает с ледника Пиндари.
В Карнапраяг мы приехали около 5 часов и остановились на мосту близ праяга, то есть места соединения рек. В Карнапраяге встречаются Пиндар и Агакананда, текущая от Бадринатха. Наш путь лежал к Кедарнатху, и мы должны были успеть доехать до Рудрапраяга потому что на следующий день мы должны были снова отправляться в путь и прибыть в Гаурикунд. Нам объявили, что все басы в Рудрапраяг уже ушли, погрузились мы в джип, сидим ждем, водителю спешить некуда, в переговоры о времени отправления вступать не хочет. Через 20 минут пришел автобус, полный конечно, но мы уместились. Билет стоит 25 рупий, время в пути около 1, 5 часов. Водила нам достался... ему бы на автогонках выступать, дорога по горам вверх-вниз, влево-вправо, но он даже на поворотах скорость не сбрасывал, не то что под гору. Ехали мы на закате - красота! Солнце красно-оранжевое, каталось между гор и подмигивало, а то вдруг появлялось на повороте над самой рекой и проливалось в нее, и река, почти черная до этого, вспыхивала кровавым пламенем.
Рудрапраяг - место
слияния двух священных составляющих Ганги -
Мандакини и Алакананды.
Приехали около 7 часов, было уже темно. В переулке
у автобусной станции взяли относительно
чистенький номер с туалетом и душем за 200 рупий.
Город неприятно поразил отсутствием
электричества и невозможностью поесть и попить
чая в одном месте, пришлось перейти на чиспы с
колой. Правда к чести хозяина как только мы
вселились он тут же отправил кого-то за керосином
и уже через полчаса пропеллер закружился,
хотя духота была такая, что пропеллер не спасал.
Город большой, но мне показался осень суетным и
неуютным, и ни ласси, ни почты... ребятам тут тоже
не понравилось, даже вода и кола выглядели
подозрительно и были налиты неравномерно.... я
правда и не планировала останавливаться кроме
как на ночевку.
31 августа по приезде в Рудрапраяг я попросила
Льва помочь одеть лямку, которая зацепилась за
часы, он почему-то рванул лямку вверх, часы
взлетели и, шарахнувшись об асфальт, встали. Так у
меня началось Безвременье или, другими словами,
отрезок Пути, на котором встречались города,
храмы, вершины, люди, рядом с которыми время
просто не имело значения...
Автобусы в Гаурикунд отправлялись с 6 до 11 утра
каждый час, стоили 55 рупий, время в пути около 4-5
часов.
На один из таких автобусов мы и сели,
и с каждой минутой становились ближе к Святыням
Гархвальских Гималаев...
© Achadidi Сычева Анна 2005. Использовании материалов без предварительного согласия автора запрещается.