Маршрут этого путешествия нарисовался у меня
как-то незаметно просто, после прошлогоднего
весеннего трипа по древним столицам Карнатаки не
было ничего более естественного нежели Аджанта и
Эллора, также включенные ЮНЕСКО в число
памятников мирового наследия.
Мои прошлогодние попутчицы Оленцова Наталья и
Логинова Инна, узнав о моих планах, сразу же
откликнулись,четвертой попутчицей стала Дитина
Галина, побывавшая в Индии уже пару раз и
сделавшая пару переводов мини-путеводителей для
моего сайта.
И вот морозным московским вечером 19 февраля мы
погрузились на вечерний рейс Аэрофлота чтобы
ступить на землю в духоте утреннего Бомбея.
В Аурангабад из Бомбея идут четыре поезда: утренний, 9 и 11 вечера, и 16.35, на него мы и купили билеты, 2АС обошелся в 730 рупий. Неуютный дабл с холодным душем в паршивенькой гостинице в 10 минутах езды от вокзала на 1 день стоил 700 рупий. В Коллабе за те же деньги предлагали номера еще хуже.
В Аурангабад мы прибыли около полуночи. Сразу
же на станции нас подхватил таксер, который и
привез нас в гостиницу Индра... ценой 540 рупий на
сутки. При отельчике был и ресторан, в коем на
следующий день нам, не смотря на наши просьбы,
попытались скормить все запасы специй и перца. Мы
однако есть не стали, скандалить тоже, заплатили
и тихо ушли, после чего нам приносили уже только
съедобную пищу. Впрочем, лучше всего нас кормили
в ресторанчике Families, что находится по пути из
центра Аурангабада к торговым рядам. Там с нас
только пыль не сдували, кухня была очь не дурна, 5
рыбных блюд вдали от моря говорят сами за себя. В
последний день я заказала ПиноКоладу, о, что это
был за напиток! Ничего вкуснее я не пила никогда и
нигде! Правда, впоследствии мне пришлось заедать
коктейль таблетками и сидеть на голодной диете,
так что не советую его пробовать на дорожку.
В центре есть также несколько забегаловок, не
отличающихся однако разнообразием, и магазинов с
вменяемыми ценами, где я купила кассету mini DV за 150
рупий, в Москве она стоит 150 рублей. Торговые
улицы наполнены шмотками местного
производства, рассчитанными в основном на
аборигенов, те редкие интересные вещи, которые мы
видели, стоили столько же, сколько и в Москве. На
одной из этих улочек рядом стоят сразу несколько
книжных магазинов, где мы обзавелись небольшими
иллюстрированными путеводителями по 90 рупий.
В целом городок мне понравился. Тихий, чистый и
зеленый, поделенный прямыми улицами на
правильные квадраты кварталов из аккуратных
домиков с палисадниками. Народ по большей части
не обращал на нас внимания, давая возможность
безнаказанно прогуливаться по вечерам по плохо
освещенным улочкам. Нищих кроме как на вокзале я
не видела.
Эллора находится в 30 км. от Аурангабада, такси,
которое обошлось в 700 рупий туда и обратно. Такси
в Аджанту (~100 км) стоит 1200 рупий на 1 день или 1800
рупий на 2 дня. К обоим достопримечательностям
также можно добраться и на автобусах как
рейсовых, так и экскурсионных, но подробности
выяснить не удалось, было жарко и пользоваться
демократическим транспортом не хотелось совсем.
Я планировала потратить на Аджанту и Эллору по 2
дня и ошиблась. Аджанту мы облазили за день, двух
дней в Эллоре мне не хватило.
Общую информацию о храмах Аджанты и Эллоры
вы можете почерпнуть из статьи про скальные храмы, мини
путеводителей и других материалов,
расположенных на этом сайте, внизу страницы
находится поисковая форма. Здесь я ограничусь
только собственными впечатлениями.
это сказка, вырезанная в камне! в прямом и
переносном смысле.
Скульптура Эллоры не так замысловата и
декорирована как в Хампи, где в некоторых местах
на стенах не было необработанной поверхности. В
Эллоре такого нет, но она мне показалась более
эмоционально насыщенной и осмысленной, может
быть. И если буддийские храмы скорее создают
ощущение покоя, незыблемости мироздания.
Индуистские скульптуры и горельефы очень живые и
динамичны, и хотя сюжеты повторяются, мне
понравились больше всего. Сколько и каких эмоций
и чувств в движении рук, изгибе шеи, позах... На
джайнские было мало времени, не удалось
распробовать.
Другое время, другие люди, другой материал -
скалы, что очень сближает Эллору с Бадами и
сюжетно и стилистически, очень многие образы
похожи, но в Бадами нет такого размаха, размаха
потрясающего воображение. Храмы Эллоры
простираются на пару километров.
Если стоять лицом к ним справа буддийские пещеры,
напротив парковки - храм Кайлаш в окружении
индуистских пещер, далее индуистские храмы
расползаются сверху и снизу по горе налево,
доходят до водопадика, огибают скалу, и в самом
дальнем конце на отшибе 3 джайнских храма.
Первая интересная пещера - №2, на крыльце встречают статуи хранителей ворот - дварапала, которые будут изображаться так же и внутри храмов у алтарей и в храмах индуистской традиции тоже. Пещера представляет собой небольшой зал с колонными, в дальней центральной части которого в нише находится изображение Будды, в окружении боддхисаттв кажется Падмапани с лотосом Ваджрапани с ваджрой, соответственно. Стены вихары украшены горельефами с Буддами в его различных состояниях. Этот дизайн или похожий будет встречаться почти во всех остальных буддийских храмах раннего периода, отличаясь лишь сюжетами и персоналиями, делая лишь немногие из них по настоящему запоминающимися.
Пещера № 4 интересна тем, что изображение бодхисаттвы Авалокитешвары (на его короне есть изображение маленькго Амитабхи Будды) больше, нежели изображение самого Будды, последнего Будды, Сидхартхи Гаутамы Шакья Муни.
Пещера 5 мне понравилась - это огромный прямоугольный зал, с каменными скамьями и маленькими комнатами по периметру, украшений тут нет, колонны грубо обработаны, пол и потолки не обтесаны. В дальнем конце в нище Будда и боддхисаттвами по традиции. Из-за аскетичности пещеры тут почти нет туристов, поэтому тут осталась атмосфера покоя и еще чего то, вобщем посидеть тут приятно.
Пещера 10 - чайтья, то есть монолитная ступа, вырезанная внутри пещеры. На фасаде ступы восседает Будда. Причем архитекторы пытались придать максимальное сходство с деревянными конструкциями, вырезая стропила, переходящие в колонны, портики коих украшены скульптурой. К сожалению здешние храмы очень плохо освещены и разглядеть, а уж тем более снять, некоторые сюжеты почти не возможно. Фасад чайтьи двухэтажный, но вход на второй этаж был закрыт. Фасад богато украшен нимфами, фризом, короче смотрите фотографии.Пещера № 11 - двухэтажная, а № 12 - трехэтажная, вход в них из небольшого дворика. Самая интересная скульптура на верхнем этаже, куда можно забраться по боковой лесенке. Кстати, если раньше Будда царил над метущимся миром в окружении полу просветленных, то теперь 1) у его ног появляются люди с дарами или мольбами, 2) если людей вокруг нет, он множится и меняет позу на падмасану. По периметру 3 этажа вырезана скульптура -и, по бокам от центральной алтарной части сидят по 3 девицы и несколько Будд в медитации, по сторонам зала Будды сидят в различных позах.
Стены пещеры 14 и следующих индуистских
храмов покрыты барельефами с разнообразными
мифологическими сценами, как то игра Шивы и
Парвати в кости, чета Вишну и Лакшми, аватар
Вишну кабаноголовый Вараха, Танцующий Шива, Шива
побеждает Адхакасура...
Все стены этой пещеры покрыты изображениями,
сохранившимися очень хорошо. Барельефы
находятся в небольших нишах и отделены друг от
друга рельефными панелями. В центральной части
пещеры есть алтарное помещение, но место
божества пустует. Пещера большая, помимо
рельефов на стенах резьбой украшены и колонны, в
пещере есть также обходной коридор вокруг
алтаря, в конце которого сидят существа, в числе
которых я признала только господа Ганешу- сына
Парвати и Шивы, Калу- богиню времени, ее трудно
не узнать, она похожа на скелет, и одну из
воинственных ипостасей Божественной Матери -
Кали с черепами на шее...
Замечателен гигантским размахом и храм № 29.
Храм в плане имеет крест и поход на храм острова
Элефанты. Барельефы сохранились хорошо, но
главное сохранились гиганты, охраняющие
лингам во внутреннем святилище храма.
До остальных храмов я дойти не успела.
Около парковки местный люд предлагает кучи бус, камушков, прочих сувениров, пленки, кассеты и даже видео-диски CD и DVD про Аджанту и Эллору по 200 и 250 рупий соответственно, т.е. это цена с торгом, первоначальная была вдвое выше, я правда покупала диски еще дешевле и надеялась еще сбросить цену, но разочарованный торговец ушел. Открытки можно купить за 20 рупий. Небольшие камушки с кварцевой щеткой внутри тоже по 20.
От парковки до пещер ходят специальные
зелененькие автобусы, до которых нужно пройти по
дорожке мимо торговцев, автобус стоит 6 и 10 рупий
в один конец в зависимости от наличия AC.
От конечной до пещер нужно протопать по довольно
крутой и длинной лесенке в гору, без остановок
сделать нам это не удалось, правда для немощных
тут предусмотрены носилки. Билет 5 баксов, есть
еще световой билет и билет на видео, я их купила,
но они не нужны.
В пещерах снимать на видео нельзя, только снаружи, со вспышкой снимать тоже нельзя, света явно не достаточно, поэтому часть рельефов и фресок просто не видна.
Те фрески, что видны находятся в состоянии
плачевном. Большинство фоток оттуда видимо
отретушированы, а цвет откорректирован.
Потрясающие расписные потолки, которые местами
сохранились лучше настенных фресок.
Интересны в Аджанте чайтьи, которых тут много,
некоторые украшены прекрасной резьбой, другие
росписями. Причем резьба здесь на мой взгляд
интересней и фресок и рельефов полее поздней по
времени строительства Эллоры.
Наибольшее
впечатление на меня произвела пещера № 26. Это
чайтья. По левую сторону от входа, головой ко
входу лежит спящий или ушедший в нирвану
гигантский семиметровый Будда, отгороженный от
центрального зала колоннами и просто не
влезающий в кадр.
В его ногах сюжеты из его жизни. Рядом с чайтьей слева сидящего на возвышении в позе медитации Будду обступили красавицы, целая толпа прекрасных женщин, группа просто потрясающая. Эти красавицы почти стерли у меня все предшествующие впечатления, а больше открытых для осмотра пещер в Аджанте нет.
Кстати, на подступах к Аджанте много магазинчиков, где торгуют альбомами фотографий Аджанты и Эллоры очень приличного качества по цене от 200 до 500 рупий в зависимости от толщины и формата и открытками. В книжном магазине Аурангабада я их не видела, там были только небольшие путеводители.
часть 2 ... приключения продолжаются