Индия 2003 год
Долина Куллу день за днем
или дневник одного путешествия.

Часть 2.

21.08.03.  Итак наш поход в Гималаи успешно завершался, мы остались живы; я, Вова, Дима, проводник Гаутам и 2 носильщика-непальца погрузились в джип и взяли курс на Нагар. Как я уже упомянула в машине был алтарик Шивы, что было для нас добрым знаком. Индийцы народ религиозный и возят своих Богов с собой, но Богов много, а нам в Индии покровительствовал именно Шива. В прошлом году, когда сломался наш автобус и мы путешествовали автостопом, грузовик с изображением Шивы подобрал нас в безымянном месте и  доставил в Патликуль. Именно Shiv-Ganga Exp. вывез нас из Варанаси и нам досталось лучшее купе из тех, что я видела за вся жизнь, с плакатом Дурга пуджи на стене. И в этот раз Шива расчистил облака в горах.
Такси обошлось нам в 1200 рупий вместо 800, но торговаться не было смысла.  По дороге Гаутам дважды останавливал машину, первый раз купил себе вина, во второй раз заявил, что уже поздно и необходимо покормить  непали, денег взял на это благородное дело конечно же с нас. Мы позвонили в отель сообщить, что возвращаемся, но когда приехали в 23 часа двери были заперты.   Обсуждение сколько мы ему должны заняло больше часа,  в результате ребята отдали ему причитающиеся деньги за вычетом стоимости вина и их ужина, за что платить было даже странно, плюс   500 рупий премии. Подумали, что он все таки привел нас живыми и обошлось без серьезных травм, не хотелось, что б он на нас обиделся, короче, не смотря на протесты нашего хозяина, оставили Гаутаму купленную для него керосинку и весь остаток провианта, не израсходованный нами. Часть денег была  у нас в рупиях, остальное отдали 100 баксовой бумажкой, которую он разве только не попробовал на зуб.
Старый номер на 2 этаже оказался занятым, пришлось селиться в другой, на 1 этаже, выходящий на Кастл и маленький каменный храм Вишну. Номер оказался не хуже, а жить на уровне храма мне понравилось больше. У этого храма вообще очень хорошая энергетика, я часто туда ходила посидеть, служб я ни разу в нем не видела, зато свежие цветы на ступеньке лежат.

22.08.03. Тяжелый отходняк. После сытного, а главное съедобного ужина, ночи, проведенной  в  нормальной обстановке и мягкой постели организм расслабился. Выяснилось, что ноги, а с ними поясница и ягодицы, не гнутся, не ходят, а только болят.
Днем начался сильный ливень.  Собирались с Вовкой сходить в ШивТемпл   - поблагодарить и принести чего нить в дар. Вова отказался, ссылаясь на ливень и распухшие мышцы. Я все таки решила пойти, собралась, одела куртку и... Выхожу из отеля - дождь кончился. Купила бананов, нарвала по окрестностям букет из разных белых цветов,  и выглянуло солнце. Ну, да, я уже слышала: Совпадение... и так семь раз;)) Вобщем к моему приходу каменнные плиты перед храмом высохли и были теплыми.  В прошлом году службы здесь всегда начинались коло 5 часов дня, в этом почему то не было вообще. Я положила цветы на порожек храма и обошла его несколько раз. Энергия исходит и от храма и  сверху, когда стоишь рядом. Она ощущается чисто физически, как рядом с трансформаторной будкой, только здесь она светлая и легкая, Шакти, одним словом.

23. 08.03. Ездили в Манали. Собирались в Вашишт, но ребята так увлеклись шопингом, что на это ушло все время Серебро здесь по 20 Rs. за грамм, но в нем очень много примесей. Шали пашмина средней ценовой категории 1200-1500 Rs. в зависимости от размера. Дима купил себе великолепную тибетскую трубу - складывающуюся телескопически, из белого и желтого металла, с низким гулким звуком. В тибетском магазинчике  за автобусной станцией ребята купили подвески-коробочки с выгравированным Om mani padme hum на цепочки, и в каждую хозяйка положила  по 2 пшеничных зернышка, освещенных во время  службы самим Далай Ламой, приговаривая: "All evil ptotect" . В этом магазинчике полно всяких интересностей, например продаются двойные чашки типа пиалы, внутри они металлические, снаружи из абрикосового дерева, что б не обжигать пальцы, небольшая пиала стоит  200 Rs. В другом  месте продавали тибетские железные замки в форме животных, к замку прилагается ключ, причем замок можно открыть, только, когда ключ вставлен, и притом правильно. Забавная вещица, но весит...   Вообще хождение по индийским магазинам занятие ужасно увлекательное даже если ничего не покупаешь. Это сродни походу в музей, тут столько всего интересного и не как у нас, можно просто ходить и рассматривать вещи.
А потом, около 7 часов отключили свет, мы вернулись в Нагар. В нашем отеле света тоже не было, ужинали при свечах.

24.08.03. Заходили Азат и Марина. Недавно на дороге они напоролись на 2 гадюк, в сезон дождей змеи выползают греться. Марина рассказала, что ядовитые змеи отличаются от неядовитых наличием шеи, у неядовитых голова сразу переходит в хвост. Азат едет по делам в Дели, билеты туда стоят 400 рупий, месяц назад были 500. Автобусы в прошлом году уходили из Манали в 17.00, сейчас они уже в 16.30 проходят  Патликуль. Марина пригласила меня к себе в гости, очень кстати, мои спутники по большей части пьют и обсуждают всякую ерунду, и это уже надоело.

25.08.03. До утра лил проливной дождь. 26 утром приезжает группа Achabab`ы, который забронировал почти весь отель, в том числе наши номера. Пришлось переезжать в соседний гестхаус "Purnima", он поновее Читала, и номера побольше, но ВишнуТемпла уже с балкона не видно, что огорчает.
Ходили в Кришнамандир. По дороге встретили стадо обезьян особей в 15-20.   Большинство обезьян было размером по 40 см. в холке, был один самец  сантиметров 60 или 70.  В стаде были детеныши, когда стадо снялось с места почуяв наше присутствие детеныши повисли на мамах, ухватившись за шерсть.
Я отправилась в гости к Марине на 2 дня, ребята проводили меня и ушли восвояси. Дом стоит на отшибе и никаких посторонних звуков здесь нет. Цикады "включаются" на рассвете, в полдень и на закате, в Нагаре цикады стрекочут  вечером и ночью напролет. На рассвете появляется много птиц, не очень крупных, разных цветов - коричневых, светло-зеленых, розовых, оранжевых. Марина говорит, что у них в лесу много попугаев, но я ни разу их не видела. Ящерицы тоже самые разнообразные - от обычных серо-бурых со светлым брюшком в ладонь до маленьких - бронзовых с фиолетовым и коричневым отливом размером не больше сигареты. 
Еще в окрестностях живут небольшие вараны  до метра длиной с зубцами на спине, ну и конечно змеи, которых тут много, причем самых разных. В доме водятся пауки см. по 5 в диаметре, со мной знакомиться они к счастью для меня не приходили. Живут в горах и летучие мыши, а так же летучие   лисы размеров с крупную кошку. Еще в дом заходят разные мелкие  зверушки типа барсуков, разгуливают по крыше и чердаку, но их я  тоже не застала. Марина рассказала, что иногда по-ночам к дому приходят гости и покрупнее, но войти не могут. Местные дома - это настоящие неприступные крепости, люди живут на втором этаже, который находится метрах в 2.5-3 от земли, и подняться туда можно только через люк в полу 2 этажа. На первом этаже окон не делают, в этом доме окно было прорублено, но такое маленькое, что скорее его можно назвать форточкой, и зарешечено.
Вокруг дома расположены яблоневые сады, а сейчас сезон сбора яблок. Несколько раз приходили хозяева дома, сели на каменной площадке у дома и просто сидят, молча.  Марина предложила им чая, который они пили в абсолютном безмолвии минут 15 или 20, а после так же тихо ушли. Марина сказала, что они могут прийти и сидеть 2, 3 часа, ни чего не говоря и если сесть и долго сидеть рядом с ними    тоже становишься тормозом. А 26  августа у дома собралось все семейство в полном составе:5 сыновей, дочь, папа с мамой, бабушка и жена одного из сыновей с дочерью 9 месяцев. Этот дом строила бабушка со своим покойным мужем, теперь семья разрослась и выстроила новый большой дом. Национальности хозяева местной, гималайской, смуглые, узколицые, не похожи ни на тибетцев ни на индусов. Народ они довольно бесцеремонный - заходят в дом, берут все, что понравится, поэтому Марина сказала закрывать дверь, тогда они стучаться.
У местных жителей свой язык, не похожий на хинди, есть даже свой алфавит. В Гималаях  народ делится на 3 касты: брамины, как везде; тхакуры, к которым принадлежит основное население и низшая каста  типа шудр, но с другим названием. Когда Марина и Азат жили в прошлом доме они покупали молоко у ближайших соседей, принадлежащих  к низшей касте, тхакуры были недовольны и прислали делегацию с просьбой не брать молоко у соседей. Этой касте нельзя входить в дома белых и местных высших каст.
На руках у  9-ти месячной девочки красовались 2 серебряных браслета, Марина рассказала, что эта девочка уже обручена, жених, видимо, богат. Не замужние и не обрученные девушки не имеют права   носить браслеты, браслеты на 2 руках носят только жены и невесты, вдовы одевают браслеты только на 1 руку. По словам Марины индусы женят детей рано, в возрасте 14-15 лет, иногда жених с невестой друг друга до свадьбы не знают, но при этом люди живут вместе хорошо, если только один из них не влюбится в кого-то на стороне, тогда это трагедия, с разводами здесь видимо  серьезные проблемы. После замужества  женщины обычно не работают и занимаются домом и воспитанием детей. И если девушки обычно ходят в пенджаби, то замужние женщины носят сари, конечно это не касается горных районов, где в сари просто не возможно передвигаться пешком.
Заходил в поисках Азата Гаутам, он все никак не мог разменять 100 долларовую купюру. Он местный землевладелец, у него сады и дом выше по горе, но вид у него был совершенно бандитский. Спросил когда я приду к нему в гости, я ответила, что никогда, он выразил недоумение, мой словарный запас кончился, но  Марина меня отбила. Тем не менее он еще долго бродил вокруг дома, общаясь с хозяевами, собирающими яблоки. Женщины белого цвета здесь пользуются популярностью, которую Марина объяснила меркантильными соображениями, ну и престижностью цвета кожи, конечно. В прошлом году кто-то рассказывал, как одна европейка поссорилась со своей половиной и сказала индийцам, что путешествует одна - через несколько дней у ее отеля были почти все неженатые мужчины, они пришли свататься. Браки с белыми женщинами у местных не редкость, сын хозяина соседнего отеля женат на русской, слышала и о других случаях, в Гималаях и в Индии вообще живет много европейцев. В Нагаре даже есть швед, женатый на индианке, он живет здесь уже 25 лет, говорят.
Марина рассказала, что перевал Чандеркани - священное место. Именнов поэтому Гаутам сказал, что разбивать палатки там нельзя. В мае, когда сходит снег и перевал открывается, есть день, когда все местные жители со всей округи совершают паломничество на Чандеркани. В этот день они обливаются на перевале водой, считается, что это дает здоровье на весь следующий год.
На закате небо было в облаках. Ночи в горах   черные. Отсюда видно очень много звезд, в том числе млечный путь. Эта ночь была холодной, спала под двумя расстегнутыми спальными мешками в марининой постели, и жарко не было. На   рассвете все было в облаках, и дальних   заснеженных гор, как было обещано, я не увидела.
26 августа стояла удивительная погода - соседняя гора лежала в тумане, над нашей горой весь день словно в задумчивости висела свинцовая туча, а над самим домой светило ослепляющее солнце и иногда шел меленький моросящий дождик, и капли сверкали в воздухе.
Марина научила меня медитации-игре, подсмотренной ею у йогов в центральной Индии. Суть заключается в том, что бы продолговатый камушек поставить на острый угол. То есть ставишь камушек и пытаешься, придерживая его рукой,  найти состояние равновесия в камне и внутреннего покоя в себе одновременно. Таким образом можно ставить на ребро и чашки и кастрюли. Мне удалось поставить 3 камушка, они не падали, пока их не подтолкнули. Медитация, результат  которой виден! Марина сказала, что так  можно делать с любыми предметами, потому что точку равновесия можно найти в чем угодно, главное искать.
Смеркаться стало в 18.30, пришли за мной ребята, мы попили чая на дорожку. Они сказали, что у них внизу все время моего отсутствия шел дождь. Уходить отсюда не хочется,  даже Нагар отсюда кажется суетным. Когда мы начали спускаться в 19.00 всю округу уже затянуло серой пеленой тумана, а когда мы через 40 минут спустились в Нагар была ночь.

27.08.03. Около 1 часа ночи разразился жуткий ливень, дождь стоял стеной, не было видно даже отеля напротив, находящегося всего в 20 метрах. Дождь иссяк около 9 часов утра, а в 10 часов даже показались дальние  ледники, возвышающиеся над облаками и ослепительно голубые просветы неба. К 11 облака расползлись, оставив видимой только долину.
Дима отправился  на урок рейки к Марине, Вова выхлебал  бутылку рома, а я занялась камнями. Поставила 4 камушка на бордюр около отеля. Хорошее это занятие - что бы камушек послушался тебя и встал   надо успокоиться и почувствовать его. Один камушек вставать не хотел и ритмично покачивался между моими пальцами, которыми я его придерживала, сам по себе, как маятник. Это продолжалось довольно долго, я немного развела пальцы, но камушек продолжал самопроизвольно качаться от одного пальца к другому, не заваливаясь ни в одну сторону, только увеличил амплитуду. Я сдвинула пальцы и он остановился как вкопанный.

После 3 вышло солнышко, ходила с Вовой гулять по окрестностям. Набрали по дороге цветов, зашли в ШивТемпл  положить их. Вокруг храма носилась местная детвора. Как только я собралась сфотографировать храм, они тут же выстроились в ряд передо мной.  Видели бы наши наркоманы на чем индийские дети катаются с гор... я видела. Они прицепили к доске с роликами огромную охапку конопли, разместились на ней и поехали, оставляя на крутой дороге зеленые полосы  конопляного сока.
Решили пройтись вниз, обнаружили еще несколько маленьких храмов. Первый - деревянный, высотой в рост, он стоял на пьедестале и был  увенчан трезубцем, символом Шивы, опросили местных что за храм, ответы как обычно были очень разными. Набрели еще на один храм - каменный дом  среди жилых построек с розовой крышей и куполом, над дверью традиционно сидит Ганеша, житель соседнего дома сказал, что это храм Кришны-Шивы, довольно странное сочетание, имхо. Нашли безымянный храм, висящий прямо над маленькой речушкой, т.е. на табличке под ним что-то было написано, но на хинди.

28.08.03. Последний взгляд вокруг и мы покидаем Гималаи. Очень не хочется!

Особености индийского национального трекинга << Карта сайта >>  Об индийских храмах, религиях, сознании

© Сычева Анна, 2003. Использование материалов без предварительного согласия автора запрещено.

Google
achadidi.narod.ru - о Путях и путешествиях в Индию
achadidi3.narod.ru - Виртуальное путешествие в Непал
Web на русском языке

SpyLOG

Hosted by uCoz