Осень 2005,
пятое путешествие
Северная Индия, штат Уттаранчал, дистрикт
Гархвал
К святыням
Гархвальских Гималаев
Бадринатх
Гималайские
дороги
По колонне пробежала рябь,
заголосили и засуетились люди в окрестных
дхаба, и транспорт наконец торжественно
тронулся в сторону Бадринатха, победно бибикая и собирая по дороге
пассажиров. А миновав местную ГРЭС автобус
наш разогнался так, что обходил джипы и прочие
легковушки, благо до Говинд Гхата дорога хоть и
не прямая, но без крутых виражей и завалов, то
есть прямо скажем хорошая. Как часто
бывает в Гималаях
, одна
сторона дороги высилась над краем обрыва, над
Алаканандой, естественным ограничителем второй
стороны была скала, из которой дорога и была в
прямом смысле вырублена. Справа
живописнейшие горные ущелья и непредсказуемые
изгибы серпантина. Слева - скалы, со
светлыми рельефными или черными плоскими
натеками или с диковинными рисунками на
срезе, созданными выходами различных горных
пород. Или чередование контрастных полос
различных оттенков серого, бежевого и кирпичного
цветов, иногда идущих под 40-45 градусов к
поверхности земли, да таких ровных, как будто их
рисовали кистью, иногда волнистых и переходящих
плавно друг в друга. Очень хотелось все это снять,
а еще больше потрогать рукой...
После Говинд Гхата сплошной
серпантин уже по левому берегу Алакананды с
полдюжиной или десятком поворотов под 180
градусов. Дорога очень узкая, много
завалов, снесенных камней ограждения, тут то я и
вспомнила про читанные мной сообщения на сайте
Уттаранчала про то, как в сезон дождей по
нескольку автобусов с паломниками отправляются
отсюда прямиком в Вечность. Водитель гнал как
мог, мотор ревел кажется из последних сил,
металл пола и прочих деталей в передней части
кабины рядом с водилой раскалилась так, что ноги
поставить на пол было больно. Я снимала на камеру
и мне уступили место рядом с водителем. Вобщем
я видела все, что происходило впереди слева и
справа, и что не рекомендуют видеть женщинам, в
том числе, то, что автобус иногда припадал на одно
колесо по той причине, что камни из-под колес
просто осыпались и...
Иногда просто дыхание перехватывало, нет, не от
страха, скорее от неизвестности и иногда
чувства легкости, обычно не встречающейся в
жизни. Лев, который сидел в проходе в центре
автобуса потом сказал, что читал мантру,
тоже инстинктивно.
Собственно, бояться было абсолютно нечего
поскольку по удивительному, но
благоприятному стечению обстоятельств на
торпеде следовавшего в вишнуитский Бадринатх
рейсового автобуса сидела фигурка Шивы, обвитого
ниточкой рудракши. Присутствие изображения
Господа Шивы для меня всегда было залогом
того, что мы достигнем намеченной точки без
проблем. А над крутыми кольцами серпантина
повисали водопады, начинавшиеся почти в небе, и
над горами, открывавшимися в просветах ущелий,
появлялись величественные заснеженные пики...
И тут вдруг автобус дружно, с нескрываемым
облегчением и восторгом долгожданно выдохнул:
Джая!
Мы въезжали в Бадринатх.
Om namo Narayana!
Шри Бадринатх
джи
Первое
впечатление от Бадринатха - шок.
Когда я выбралась из автобуса, то обнаружила, что со
всех сторон окружена горами, в два, в три ряда!
Над первыми темными грядами, окружавшими
непосредственно долину Бадринатха, и из ущелий между
ними выглядывали дальние белые вершины,
снега которых плавно переходили в облака.
Зрелище просто фантастическое!
На самом деле, подумаете
вы, в этом нет ничего особенного - большие
куски камня и замерзшей воды, вот и все.
Я и сама не представляла, что Гималаи и их снежные
пики обладают такой притягательностью и почти
магической силой, пока не увидела их...
Даже от воспоминания что-то меняется на уровне
физиологии - сердце становится ближе и легкий
приятный холодок появляется. А может это
энергетическое, ведь когда мы думаем о предмете
или существе мы устанавливаем с ними связь. А
может быть потому, что здесь живут Боги.
Почему это происходит и что
собственно происходит с человеком, увидевшим,
потом влюбившемся в высокие горы я не знаю, но они
начинают снится и манить к себе, и что-то меняется
внутри. Навсегда.
Это непонятное, даже
неразличимое ощущение как воспоминание чего-то
очень близкого, но навсегда забытого. Чего-то,
что вспоминается по крохам и никогда до конца.
И вот, когда кажется уже разгадка совсем
близко, уже можно коснуться, она как снежинка
соскаль
зывает с рукава, а если
ее подхватить она сомнется и растает.
Живешь без них, и не
знаешь
ничего этого, а потом видишь горы и
понимаешь, что хочешь видеть их снова, и всегда,
что они чем-то родные, что без них просто
тесно...
У меня низкий высотный
потолок, альпинизм абсолютно не для меня, и
максимум на что я могу ра
ссчитывать - это трекинг до 4 км с
портером в сухом и теплом климате, желательно,
но... Вскоре после возвращения я приехала к
другу-альпинисту Сергею Бездитко. Пока он
занимался делами я взяла первый попавшийся
журнал и стала его листать... и поймала себя на
том, что присматриваю себе спальник! Я проболела
в Индии почти 3 недели, жрала лекарства
пригоршнями в Москве, собиралась в ближайшие
годы поездить по южной Индии, и тем не менее, все
же что-то во мне не осознанно стремится туда,
вверх, обратно... Сергей, увидев, чем я занята, хищно ухмыльнулся и рассказал анекдот
про то, как мама с мальчиком идут по улице, а на
встречу им навьюченный альпинер с рюкзаком,
ледорубом...
- Мама, что это за
странный дядя?
- Это альпинист, сынок
- Мама, а что это у дяди за палочка?
- Это ледоруб, сынок, не трогай, это заразно...
Бадринатх довольно большой
город, расположенный на 2 берегах Алаканады, и
из-за этого кажется
, что он лежит как будто в ладонях
горного массива, защищенный им и невидимый
для посторонних глаз. В городе полно отелей,
гестхаусов и дешевеньких дхармашал для
паломников, полно дхаба и ресторанчиков и вдоль
Алакананды в районе центрального моста идут 2
торговые улочки, где можно купить и куркуму и
кроссовки. Цены обычные или немного выше, чем
внизу.
Днем Бадри произвел довольно бледное
впечатление, может потому, что все время шел
дождь, а вот вечером... Зажигаются огни,
освещается храм и торговые улицы, дым благовоний,
каркающие или гулкие или перекатывающиеся как на
масле звуки разных наречий, смешения языков,
толпы людей... Ах, какие здесь люди!
Они приезжают сюда из разных штатов - здесь и
темные дравиды с широкими носами и губами, и
северяне похожие на нас, и немного раскосые,
но узколицые гималайцы, и пухленькие жители
центра с влажными огромными глазами серн;
здесь дваждырожденные с печатью древней
культуры на челе и люди, с тяжелыми лбами и
челюстями... и единственное, что объединяло их
всех - шарфы, шали и шапки. Теплолюбивые
индусы, некоторые с голыми ногами и руками,
кутались в приобретенные на месте теплые вещи и
выглядели как наши воробьи зимой.
Но после 9 улицы вымирают, все закрывается и люди
исчезают. Хотя один раз мы слышали звуки музыки
около в 10-11 вечера, говорят были танцы.
По приезде Бадринатх
продемонст
рировал
нам свои красоты, и едва мы успели расселиться,
как пошел дождь. Ребята сняли за 300 рупий
симпатичный чистенький номер на противоположном
от храма берегу, храм был виден в окно, горячей
воды не было, была ледяная. Централизованное
электричество есть, хотя с перебоями. Зато
рядом были ресторанчики, где мы и провели большую
часть времени.
Здесь очень холодно и влажно, хотя жили мы далеко
от реки и высоко. Храм Шри
Бадринатх, на самом деле совсем не то, что на этой
фотке, это лишь входные ворота.
Сам храм снимать нельзя, вот его фоток нигде и
нет. Мандир находится во внутреннем дворике,
окруженный со всех сторон строениями, в
некоторых из них - представляющих собой крышу с
колонными собирается и молится народ, в иных
стоят статуи или находятся другие культовые
помещения.
Храм Шри Бадринатх вполне обычный, в северном стиле -
каменный, с небольшой мандапой с 4
четырехугольными каменными колоннами,
украшенными фигурами и резьбой, кажется более
поздние, чем сам храм. Больше никаких украшений в
храме нет. Мы пришли в храм вечером, мурти, увы, не
увидели, вся алтарная часть - гарбхагриха была
завалена цветочными гирляндами, говорят, что на
украшение мурти ушло более 100 кг. золота.
Собрались было на арати - но очередь была совсем
как во времена оны за дефицитом, а поскольку
стоять надо было босиком и под дождем, мы ушли.
Рядом с храмом, снизу слева горячие источники,
видимо очень горячие, ибо пар валит, а народа в
ваннах не видно, только одежки стирают. Андрей,
правда, искупался в купальнях за углом, ему понравилось. По дороге к кунде - крохотный
шиваитский храмик, а в нем пуджари очень
добрый и странный, отстраненный точнее. Налево от
храма дорога к деревне Мана, до которой мы не
дошли из-за ненастья. Дорога около 1 км. от Бадри
мощеная и снабжена навесом и перилами.
И
в день после приезда и на следующий
день нашего жития в Бадринатхе было дождливо,
серо и мутно внутри, поэтому мы сидели в
ресторане и я учила молодцев чтению на
деванагари. Лев предусмотрительно прихватил
с собой Бхагавад Гиту на русском и санскрите с
транслитерацией,
которую мы пытались читать вслух и в выражением. Ученики мне попались
талантливые и они
делали громадные успехи - через 2 дня уже читали
по слогам, что мне удалось наверное лишь через 2
недели. Вспомнила потом, что где-то прочла как
в районе Бадри собираются ученики санскрита... ну
все прям как по-писанному;))
Только вот,
к сожалению, местных достопримечательностей за
которыми приехали увидеть нам не удалось, видно
очень прогневили мы господа Вишну, даже чтение
Гиты в оригинале не помогло. Но скучно все
равно не было.
Вокруг храма и вообще в
Бадринатхе как и положено полно бродяг и саду, и
просто попрошаек, так что белым людям здесь
рады%)).
Встретили мы здесь интересное существо - ребенка
лет 12 в одежде садху, который требовал 25 рупий и
отказывался от конфет. Денег я не дала, ребенок
ушел, потом поймал меня в другом месте и снова
стал просить 25 рупий, скорее даже требовать, помахивая своей
латунной плошкой для бакшиша.
Сторговались на покупке бананового ласси, так и
познакомились с ГуббуШанкар, которую местный
народ встречал улыбкой и звал БабА.
Существо, по моему мнению, ощущению и повадкам
относилось к женскому полу, местные же, равно как
Лев утверждали, что оно мальчик. В любом случае -
это чудесный ребенок, с которым мы провели
довольно много времени. Губбушанкар оказалась
сиротой, по крайней матери не было точно, жила
где- то здесь и вела себя очень независимо. Она
носила шиваитский тилак и шаль с крупными
рудракшами, что странно для этого вайшнавского
места. На
следующий день я решила купить ей одежды, и
разыскав без труда, поволокла в лавку.
Губбушанкар отказалась от теплой куртки и
потребовала большое одеяло. В конце концов
она одела выбранную мной флиссовую куртку и
тут же потребовала новые ботинки. Она не
говорила по-английски вообще, и хорошо знала
только два слова "twenty five", которыми в
основном и оперировала, поэтому мы общались либо
на пальцах либо с помощью добровольных
переводчиков.
Привели ее в наш ресторан и покормили. Она
рассказала, что родом из Мадхья Прадеша и
побывала и в Непале и в во многих местах в
северной и центральной Индии. Написала свое имя и
прочла, правда по слогам, на деванагари шлоки,
которые я писала для ребят. Она оказалась очень
смышленой, моментально разобралась с моим
фотиком, то есть сама снимала и смотрела фотки.
А потом она повела нас на автобусную станцию и в
здешний храмик Дэви.
Губбушанкар всю дорогу держала меня за руку,
иногда свистом или окриком разгоняя прохожих,
иногда обменивалась репликами со встречными
детьми и взрослыми, причем с последними вела себя
на равных.
Потом она отвела меня в Бадринатх джи мандир,
иногда останавливалась, когда ребята отставали.
Ужинать с нами не стала, решила поесть в
ресторане напротив, торг ни к чему не привел. Она
выпросила у пожилой дамы, выглядывавшей из джипа
денег и пошла в свой ресторан. Правда ее даже на
порог не пустили и еду вынесли на улицу. Вечером
она пришла к нам с местным англоговорящим
мужичком с объяснениями что ей нужна обувь. Я
согласилась в конце концов, Андрей согласился
участвовать в покупке.
На следующий, третий день, было пасмурно, моросил
дождь, а ночью была гроза и жуткие взрывы - то ли
лавины, то ли.... Ребята, которые по высоким
горам лазили, спали и выяснить что это
гремело так страшно не удалось. Но мы решили
ехать вниз пока не поздно и дороги не размыло
совсем.
Губбушанкар ждала нас с рассвета под дверью,
сходила с Андреем в храм спозаранку, за что
получила от него бусы.
Собрались мы, одели рюкзаки и пришлось топать
за обновкой для маленькой бродяжки. Детская
обувь тут на редкость дерьмовая и выбора
никакого, но кроссовки из ужасного дерматина с
изображением человека-паука обошлись в 200 рупий,
хотя Баба понравились.
Не прошла она и 5 метров в обновке как потребовала
одеяло. Я сказала, что лимит исчерпан. Тогда она
попросила 25 рупий. Так и дошли до автостоянки.
Пока ждали ласси, я научила Губбушанкар писать
по-английски прописные цифры - у нее получилось
очень разборчиво, а главное с первого раза! На
этом правда наше знакомство и кончилось,
поскольку в деньгах мы отказали Губбушанкар
ушла, не сказав ничего на прощанье. Жаль конечно,
что... хотя здорово было встретить такое существо.
Чумазое, но чистое. И хоть и маленькое, но
вовсе не похожее на ребенка, совсем
по-здешнему-взрослому внутренне- светлое.
Автобусы ходят вниз
, очевидно, с
соответствии с предсказаниями астрологов, то
есть точного расписания нет.
Итак, к нашему приходу часов в 11 на станции стояло
с полдюжины бАсов, водилы коих стояли тут же и
уверяли, что двинутся вниз ни как не раньше
завтрашнего утра. Поскольку периодически
приезжали паломники на арендных джипах у нас
появилась надежда спуститься таким образом.
Через некоторое время один из драйверов объявил,
что автобус на Рудрапраяг отчалит в 14.00. Мы в
числе первых пассажиров радостно заняли места
и загрузили рюкзаки, и пошли перекусить,
ибо до отправления было более 1,5 часов. Хорошо,
что решили проведать наш багаж, иначе он уехал бы
без нас, автобус наш тронулся в 12.55 без
всякого предупреждения.
Мы взяли билеты до неизвестного нам городка
Карнапряг, Рудрапряг как-то не притягивал. Билет стоил 100
рупий, в Карнапраяг прибыли в начале 8-го вечера.
Карнапраяг
Карнапраяг
знаменит тем, что здесь соединяются Пиндари,
текущая с ледника Пиндар в Кумаоне, и Алакананда,
берущая начало от ледников в районе Бадринатха.
Но о главной достопримечательности -
храмовом комплексе Ади Бадри мало кто знает и в
путеводителях не пишут, хотя он того стоит. В автобусе Лев
познакомился со своим соседом - Алоком, молодым
учителем из Карнапраяга, который и соблазнил
нас остаться в этом городке на денек и был нашим
гидом. Алок, как и мы возвращался из Бадри, где
провел 2 недели и облазил все окрестности. На
посещение Бадринатха ему был предоставлен
специальный отпуск. Алок рассказал
интересную легенду о том, как Вишну оказался в
Бадри. Первоначально храм Бадринатха был
построен для Шивы, где он и жил с Парвати. Но
как-то раз Парвати увидела на улице плачущего
маленького ребенка, которого она пожалела и
принесла домой, т.е. в храм. Шива, посмотрев на
младенца, сказал, что это не простой ребенок, он
принесет несчастье и лучше бы Парвати его
не приносила. Но Парвати не послушалась мужа.
Шива должен был отправляться в Кедарнатх,
Парвати его сопровождала, малыша конечно
оставили дома. Когда супруги вернулись двери
дома были закрыти изнутри. Вишну, притворявшийся
младенцем, принял свой обычный облик, занял храм
Бадринатха и отказался пустить туда Шиву.
Так Шива по-необходимости переехал
Кедарнатх.
Алок проиходит из
браминского рода, получил высшее и пост градуэйт,
но служил в школе в силу превратности чисто
индийского характера. После получени
образования он обосновался в Дели и работал к
туристической компании, у него была подруга из
Мексики, и все было хорошо до тех пор, пока
подруга не выслала на домашний адрес Алока некие
фотографии. Родители вскрыли письмо, и , увидев
фото, разгневались и потребовали
возвращения Алока домой. Мама Алока нашла ему
невесту, о которой он ничего не знал, но на
которой он должен был жениться через месяц после
нашей встречи. Я спросила может ли он отказаться,
от ответил, что это расстроило бы его маму, а мама
- это святое, и он не может ее огорчать. Таковы
реалии современной Индии. Хотя по реакции Алока
можно было сделать вывод, что он хотя и волнуется,
но не протестует, надеясь, что мама выбрала ему
хорошую супругу.
Другой случай на ту же тему рассказал мне Том,
мой названный братишка. Его отец принял решение,
что его старшему брату нужно жениться, сам
нашел ему жену и назначил свадьбу. Том позвонил
брату и спросил нравится ли ему жена, брат
ответил отрицательно, после чего Том сказал,
что тогда он (!!!) не приедет на свадьбу. Жена брата
оказалась женщиной домовитой и доброй, но видимо
не достаточно образованной и брату с ней не
интересно, он живет и работает вне дома, в Дели, но
у него 2 детей, которым Том привозит подарки
всякий раз, когда может.
По приезде мы
поселились в один из ужасных гестзаусов недалеко
от остановки автобуса, который нашел и зачем то
сразу же оплатил Андрей. Ничего более кошмарного
я до этого не видела ни где - пол и стены в
разводах и выбоинах, стекла в окнах местами
выбиты, кровати.... прикасаться к чему бы то ни
было в номере не было никакого желания. За
ночь потребовали 250 рупий, сошлись на 150. Это
жуткое помещение, как и подобные же окрестные,
расчитаны на паломников, высаженных на ночь из
автобусов, и у которых просто нет выбора.
Алок повел нас ужинать в очень приличное место -
отель Кришна Палас, который нависает над берегом
прямо напротив праяга. В отеле очень чисто и
уютно и есть неплохой ресторан, где мы и
столовались. К сожалению мест вечером не было,
поэтому пришлось нам ночевать не снимая грязной
одежды в нашем...
Перебрались мы в Кришна Палас утром, первое что я
увидела - меняют белье во всех номерах, что меня
несказанно обрадовало, такого я нигде не видела
после весны в Гоа. Номера стоят 400 за дабл, правда
Алок сбил цену до 300 рупий, к которым прибавили 10%
не знаю на что. К сожалению в номерах нет
горячей воды, ее приходится заказывать отдельно
дцать раз и долго ждать, зато есть телевизор.
Алок отвез нас в
храмовый комплекс Ади Бадри, который по его
словам древнее храма Бадринатха, точнее
является первым Бадринатхом. Когда Бадринатх
закрывается на зиму именно сюда переносят мурти. Ади Бадри представляет
собой 14 храмов, первоначально их было 16,
построенных с 8 по 12 века нашей эры. Центральный
большой мандир посвящен, естественно, Вишну.
Остальные храмики поменьше выстроены для Гаруды,
Шивы, Кали, и даже Аннапурны - Богини-подательницы
пищи, все они неплохо сохранились. Интересно, что
почти у всех здешних храмов есть мандапа, крыльцо
которой опирается на монолитные резные колонны,
похожие на колонны Паттадакала (Карнатака), а
также скульптура и резные украшения на
крыльце и по стенам, что отличает это комплекс
от других окрестных.
До Ади Бадри около 20-30 км., ходят туда из
Карнапраяга народные джипы за 20 рупий за 1,5 часа.
По дороге к Ади Бадри на горе сохранились
развалины индийского форта добританской
постройки, остались лишь фундаменты каменных
зданий, да простенький, похожий на дом, храм
Дурги, обнесенный каменным забором. От форта
открывается великолепный вид на окрестности,
правда шел дождь и...
В Карнапраяге есть еще неколько храмов, но из-за
непогоды мы предпочли им ресторан с горячим чаем.
Андрей вручил Алоку на память свою пуховую
куртку и на следующий день гостеприимный Алок
пришел провожать нас тоже с подарками. Льву
Алок принес нитку жемчуга, а мне серебрянные
колечки на ноги, которые якобы носимые на
безымянных пальцах укрепляют здоровье. Андрею досталась
рудракша. Как раз накануне я увещевала его купить
для шиваитской мантры, данной ему в Байджнатхе,
шиваитскую же малу. Андрей отпирался, говоря, что
если ему будет нужно, то оно случится и без его
воли... Так его рудракша и нашла...