Архитектурные
стили индуистских храмов
Строение
индуистского храма
Символика
индийского храма
Индийская
иконография
Значительные климатические, культурные,
расовые и прочие различия между северными
равнинами и Гималайскими предгорьями и
южными территориями, прилегающими к побережью,
обусловили формирование в различных частях
Индии трех архитектурных стилей в
храмовом зодчестве, имеющих весьма значительные
различия.
Так, древние тексты на архитектуре,
классифицируют храмы на три стиля - стиля Нагара
(Nagara) или 'северный' стиль, что дословно
переводится как "городской" или
"город", дравидского или южного стиля
Дравида , и Весара (Vesara) или гибридного стиля,
который отмечен в Декане помимо двух
основных.
Для южного типа индуистского храма характерна
шикхара в виде ступенчатой пирамиды с четко
выделенными поперечными поясами, завершенная
многогранным, колоколовидным перекрытием. Для
северного типа культового индуистского здания
стала характерна шикхара параболических
очертаний с приплюснутым кольцом (амалака)
наверху.
Кроме того в периферийных областях таких как
Бенгалия, Керала и гималайские предгорья и
долины развились региональные архитектурные
стили. Но безусловно большинство храмов
выстроено либо в стиле Нагара либо Дравида,
причем это разделение можно проследить с самых
ранних, из сохранившихся на сегодняшний день,
храмов.
Стиль Nagara, который развивался в течение пятого столетия, характеризуется башней типа улья (названный "shikhara", в северной терминологии) составленной из нескольких слове архитектурных элементов, типа kapotas и gavaksas, завершающихся большим круглым подобным подушке элементом, названным "amalaka", а в просторечии "Барабан". План храма основан на квадрате, но стены часто разбиваются элементами декора в результате чего создается впечатление, что башня круглая. В более поздних событиях, в храмах типа Катармала или Байджнатха , центральная мандапа окружена несколькими маленькими храмиками, создавая визуальный эффект, напоминающий фонтан.
С седьмого столетия Dravida или южный стиль сформировал пирамидальную башню, состоящую из прогрессивно уменьшающихся ярусов, узкого горла, и купола на вершине, названной также shikhara (в южной терминологии). Повторяющиеся горизонтальные ярусы визуально придают южным храмам приземистость.
Менее очевидные различия
между двумя главными типами храма включают план
местности, выбор и расположение камня, из
которого вырезали фигуры на внешних стенах и
интерьере, диапазоне декоративных элементов.
Говоря об обширных областях Индии во власти
'северного' стиля, то есть от Гималаев до Декана,
должно упомянуть про региональные отличия.
Например все нижеперечисленные храмы
классифицировано как принадлежащие к стилю
Нагара, - и простой храм Parasuramesvara в Бубанешваре ( в
Ориссе), стостоящий только из святилища и зала, и
храмы в Каджурахо с их
захватывающими суперструктурами, и изящно
вырезанный храм Surya в Modhera тоже. С
другой стороны 'южный' стиль, будучи
ограниченным меньшей географической
областью, был более последователен в развитии
и более предсказуем в архитектурных
особенностях.
В пограничных областях между двумя главными стилями, особенно в современных государствах Карнатаки и Андхра-Прадеша, было много стилистического наложения так же как нескольких отличительных архитектурных особенностей. Типичный пример - храмы периода Хойсала (Hoysala) с его многочисленными святилищами и замечательным декоративным оформлением стен. Фактически такие особенности иногда столь существенны, что определяют классифицирующие отличные региональных групп. Не маловажное значение оказывали местные типы строитльных материалов. Так, мягкий мыльный камень, используемый архитекторами Хойсала двенадцатого- тринадцатого столетия, позволяет скульпторам, работающим в традиции слоновой кости и резьбы по дереву, вопроизвести эти техники в камне и создать самый причудливый и декорированный из всех индийских стилей. Трудно обрабатываемые прозрачные гранитные скалы , типичные для области вокруг Мамалапурама (Mamallapuram ) Тамил Наду не позволили провести детализированную проработку поверхностей храмов. В областях без камня, типа Бенгалии, храмы, построенные из кирпича также имели весьма различные стилистические особенности, и т.д.
Но самое существенное визуальное различие, сформированное в средневековье, между северными и южными стилями - ворота. На севере шикхара остается самым видным элементом храма, и ворота обычно скромны. В южном стиле стены были построены вокруг целого комплекса и по этим стенам, идеально установлены по восток - запад и между севером и югом сложные, и часто великолепные ворота, названные Гопурам. (gopuram), которые открывали проход во внутренний двор. ЭтиГопурами стали фактически стать самой поразительной особенностью южного индийского храма. Они становятся более высокими и более высокими, затмевая внутреннее святилище и его башню и доминируя над целым храмовым копплексом. С периода Виджьянагара (Vijayanagara), столицей которой был Хампи, гопурамы становятся очень многочисленными, высокими, украшенными скульптурой, и часто раскарашенными. Ширина ярусов павильонов и других архитектурных элементов была тщательно подобрана, чтобы создать вогнутый контур, который является отличительной особенностью дравидских храмов, выстроенных к югу, особенно в Тамилнаде.
Вокруг святилища обычно есть круговой проход, точнее закрытый с 3-х сторон проход, называемый прадакшинапатха (pradaksinapatha), по которому верующие обходят Божество, т.е. совершают парикрама, так этот проход тоже иногда называют. Этот проход может быть темным и глухим или иметь окна и даже очь большие окна без решеток, похожие на выходы (в Паттадакале например). Только храмы стиля весара (vesara) не имеют этого прохода.
Перед
святилищем находится проход в него, соединяющий
его с большим залом - мукхамандапа (mukhamantapa),
иногда называемая sukanasior ardhamantapa, в зависимости
от его пропорции относительно самого gharbhagrha.
Кроме того функции непосредственного прохода
мукхамандапа используется для хранения
предметов религиозного назначения, включая пищу,
подлежащую предложению Богу, и прочих предметов
культа.
Есть еще antarala, узкий проход, соединяющий
gharbhagrha и mukhamantapa или mantapa ( зал), он выделяется в
самоятоятельную часто только в больших храмах,
в большинстве храмов antarala идентичен с mukhamantapa
или sukanasi, которые представляют собой в
небольших храмах лаз из центрального зала в
святилище.
Mantapa, то есть мандапа (также названный
nrttamantapa или navaranga) - большой зал, используемый для
относящихся к прихожанам религиозных действий.
Иногда это довольно большое помещение,
включающее в себя несколько соединенных между
собой залов, как например в храме Шивы в Варанаси.
Собственно мандапа представляет собой здание
между гарбхагрихой и входом в храм. В свою
очередь мандапа в зависимости от размера может
иметь простой вход, декорированный лишь
незначительными орнаменатльными полосками по
краям двери, или вход с крыльцом,
ступенями, предвратными фигурами и
скульптурными группами, горельефами и прочими
элементами декора.
Перед храмом, то есть входом в него располагается
флагшток (dhvajastambha), который находится на
центральной оси храма напртив святилиша. Флаг
зависит от Бога, которому посвящен храм, так же
как и вахана ( vahana), то есть ездовое животное Бога,
которое находится здесь же, напратив храма.
Напртив храмов Шивы лицом, т.е. мордой к храму
лежит Нандин ( Nandi), бык. В храмах, посвященных
Богине-Матери ( Devi), это - лев, вахара Дурги, в
храмах Вишну это Гаруда - человек с птичьей
головой.
Балипитха (Balipitha) пьедестил для жертвенных
приношений с лотосом или следами божества
установлен рядом с мурти (изображением) Божества.
Его можно узнать в любое время по остаткам
приношений - красному порошку -куркуме, желтой
сандаловой пасте, рису, цветам. В ведический
период кровавые жертвы приносились гораздо чаще,
чем в наще время, поэтому облик жертвенника
должен был измениться, на сколько сказать не
могу, но очевидно в очень древних храмах он
выглядит иначе.
Храм - место, где реализуется связь между человеком и Богом, между земной жизнью и божественной жизнью, между фактическим и идеалом. Поэтому храм сам является символом.
Слово ' devalaya', который часто используется, чтобы обозначить в храме, фактически означает "дом Бога'. Это - место, где Бог останавливается на земле, чтобы благословить верующих. Это - Его дом, Его дворец.План храма также очень символичен.
Горизонтально гарбхагриха представляет
голову и гопурам ноги божества. Другие части
комплекса здания идентифицируются с другими
частями тела. Например, ardhamantapa (маленькое
помещение перед garbhagrha) - нос; antarala (проход рядом с
предыдущим, приводящий в главную мандапу) -
шея; различные mantapas - тело; prkaras
(окружающий стены) - руки и так далее. Вертикально,
garbhagrha представляет шею, башня sikhara - голова,
kalasa (украшение) пучок волос (sikha) и так далее.
Храм также представляет Бога в космической
форме, с различными мирами, расположенными на
различных частях Его тела. Bhuloka (земля) формирует
Hisfeet, и Satyaloka (также названный
Brahmaloka) формирует Его sikha, и т.д.
Если храм отображает в символической форме тело
Бога на макрокосмическом уровне, он так же
отображает в символической форме тело человека
на микрокосмическом плане. Названия различных
частей храма - это названия, используемые для
обозначения частей человеческого тела.
Cмотрите на следующие технические названия: paduka, pada, carana, anghri, jangha, uru,
griva, kantha, sira. Sirsa, karna, nasika, sikha. Pada
(нога) - колонна, griva (шея) - часть между карнизом
и еще какой то деталью, Nasika (нос) -
архитектурная часть и так далее. Garbhagrha
представляет сердце и изображение. Эта наука о
символах пробует внушить нам потребность искать
Бога в нас самих, а не только снаружи.
Храм также представляет Meruparvata - мифическая золотая гора Меру, описанная в Пуранах, как центральная точка вселенной, вокруг которые крутятся все остальные миры. Прототип или тень или напротив проекция золотой горы - реальная гора Меру расположена в Гархвальских Гималаях и имеет высоту 6666, странно не правда ли?
Короче говоря, индуистский храм представляет этот мир во всех его аспектах, фактическом и тонком. Входной гопурам создает ощущение и символизирует великолепие внешнего мира. Бордюры и скульптуры на внешних стенах храма, изображающие мир животных и мирскую жизнь обычных людей, сопровождаются сценами от эпической и мифологической литературы, а также религиозными символами и изображениями богов и богинь, должны напомнить зрителям о истинной цели существования, и большом культурном и религиозном наследии.
Храм также представляет тонкое тело с семью психическими центрами или чакра. Garbhagrha представляет anahata чакру (четвертый психический центр в области сердца), и самая верхняя часть kalasa указывают на sahasrara (седьмой и последний центр, расположенный на макушке головы). Первые три центра (muladhara, svadhisthana и mainpura, расположенные соответственно около заднего прохода, сексуального органа и пупке) - ниже уровня земли, visuddha и ajna, расположенные в корне горла и между бровями, находятся на sikhara области - башне.
Часто план храма представляет собой мандалу. Manadala - геометрическая диаграмма с тайными потенциальными возможностями. Симметрия - ее главная особенность. Созданный мир, который является прекрасным образцом творчества Создателя, может лучше всего быть представлен симметрическим в виде идеяльной мандалы. Движение в manadala, исходит ис наружных частей к внутреннему центру, который является точкой, творческим Принципом. Верующий должен начать снаружи, пройти окольными путями через последовательные стадии, чтобы подойти к центру, подобно тому как человек входит в храм, он должен пройти через несколько ворот, внутренние дворы и проходы, приближаясь к святилищу, отбрасывая внешнее, что бы прикоснуться к основам существования.
Индийская иконография - очень
древняя наука и искусство, берущая начало от
текстов Ригведы и Атхарваведа, и получившая
продолжение в большому количеству поздних
текстах.
Изображения в индусских храмах делятся на три
группы в зависимости от основных деноминаций
индуизма: Шайва (или шиваитская), Шакта
(шактистская) и Вайшнава (т.е. вишнуитская), и
соответственно принадлежат к трем культам
Шивы, Шакти и Вишну.
Изображения, в свою очередь, могут быть акала или
дхравейбра (неподвижным) или (подвижным) кала.
Ранние изображения обычно делались из камня и
устанавливались на постоянной основе. Последнее
время мурти делаются из металлов как
бронза или панчалоха (сплав пяти металлов) и
используются в процессиях по праздникам,
для омовения, и т.д.
Иногда появляются изображения колкала (и
подвижный и неподвижный), то есть
изображение,хранимое в гарбхагрха,извлекается и
помещается на храмовую колесницукак например в
случае храма Джаганнатха в Пури (Орисса).
Изображения могут быть в трех положениях:
станака (стоящий), асана (сидящий) и (лежащий)
саяна, только изображения Вишну делают лежащем
положении.
Специфический аспект божества, представленного
изображениями может быть подчеркнут
мудрой(положение рук и пальцев), асаной
(положение ног и рук), синха (символ), васана
(платье) и абхарана (украшения и орнаменты). Среди
мудр и асан падмасана (поза лотоса) и иогасана
(относящееся к медитации положение) являются
самыми распространенными. Изображения Шивы и
Шакти имеют дамару (барабан), тришула (тризубец),
паса (петля), анкуша (срекало), бана (стрела),
кхадга (меч) и так далее, как их символы. Чакра
(диск), санкха (раковина), гада (булава), и падма
(лотос) традиционны для изображений Вишну.
Использованы материалы сайтов www.sanathanadharma.com, www.templenet.com, www.hindunet.com
При переводе пользовалась помошью www.translate.ru
© Achadidi Сычева Анна, 2006 Перепечатка материалов без предварительного согласия автора не разрешается!
Статьи об архитектуре Индии:
История храмовой
архитектуры Индии
О скальных
храмах Эллоры и Элефанты
Строение,
архитектурные стили и символы индуистских
храмов Индии
Дравидская архитектура. Индуистские храмы Тамила
(южная Индия).
Карта сайта О путешествиях в Индию и Путях