Садгуру Шивайя
Субрамуниясвами.
Танец с Шивой. Современный катехизис
индуизма.
Приложение.
Словарь
Шабдакоша
Э
эволюция
души (санскр. адхьятма-прасара). В шайва-сиддханте
эволюцией души называется ее по-степенное
развитие, созревание и рост, осуществление ее
неизбежной божественной судьбы — полного
слияния с Шивой. В своей глубокой сущности каждая
душа вечно совершенна. Но как индивидуальная
душа, эмани-рованная Богом Шивой, она подобна
маленькому семени, которое только еще должно
вы-расти. Как семя из почвы, так и душа должна
прорасти из тьмы оков-мал к полной зрелости и
реализации своего единства с Богом. Душа не
творится в момент зачатия физического тела. Она
создается в Шива-локе, принимает все более и
более плотные оболочки — познавательную,
инстинктивно-интеллектуальную и праническую — и
наконец рождается в физической форме в бхурлоке.
Затем она накапливает опыт многих жизней,
созревая и учась в процессе перерождений.
Эволюция
является результатом опыта и уроков, полученных
из него. Есть молодые души, которые только
начинают эволюционировать, и старые,
приближающиеся к концу своего земного
странствова-ния. В шайва-сиддханте эволюцияпонимается как удаление уз,
которое приходит как естественное
развертывание, реализация и проявление истинной,
светящейся природы души. Это созревание и
от-брасывание уз или пут (мала) души называется
малапарипака. Осознание природы души называется
сванубхути (переживание Самости, или "Я").
Самореализация
приводит к мокше, освобождению от трех мал и
циклов реинкарнации (перерождения). Затем
эволюция продолжается в небесных мирах, пока
душа не сольется полностью и неразличимо с
Всевышним Богом Шивой, Первичной Душой,
Парамешварой. В своем Тирумантирам Риши
Тирумулар дает этому слиянию название
вишваграса, "полное поглощение". Эволюция
души — не линейная после-довательность, но
сложное, многогранное таинство. Она никак не
связана с дарвиновской теорией эво-люции,
которая объясняет человеческую форму
происхождением ее от более ранних животных форм
— приматов и т. д. См.: вишваграса, Дарвина теория,
мала, мокша, реинкарнация, сансара. эго (лат.).
"Я". Внешняя личность, чувство "я",
"мое" и т. д. В широком смысле — осознавание
себя как индивидуально-сти. В шайва-сиддханте и
других школах индуизма западному понятию эго
соответствует таттва ахамкара. См.: анава,
ахамкара.
экстаз
(лат. extasis, англ, extasy). Состояние, в котором человек
полностью охвачен положительными эмоциями:
радостью, восторгом или удивлением. Дословно
означает "пребывание вне себя". См.: са-мадхи,
энстазия.
эзотерический.
Труднопонимаемый или тайный. Предназначенный
для немногих избранных, например для внутреннего
круга посвященных.
эманация
(лат. emanatio). "Истечение". Санскритский
синоним — абхаса. Истечение из источника. В
монистическом учении о творении Бог эманирует
(испускает из себя) проявленный мир, как солнце
лучи или огонь — искры. См.: абхаса.
энстазия
(enstasy). Термин, предложенный в 1969 г. Мирчей Элиаде
для противопоставления восточ-ного понимания
блаженства как "пребывания внутри себя"
западному пониманию экстаза как "пребыва-ния
вне себя". Термин энстазия выбран в качестве
западного эквивалента самадхи. См.: самадхи,
рад-жа-йога.
эпос
(греч.). "Слово, рассказ, песня". Длинная
повествовательная поэма, сложенная в высоком
стиле, о великих деяниях богов и героев. Двумя
великими эпосами Индии (Итихасами) являются
Рамаяна и Ма-хабхарата. См.: Итихаса, Махабха-рата,
Рамаяна.
этика
(лат.). Система норм нравственного поведения
(моральных норм), присущая государствам, наро-дам,
религиям и т. д. См.: дхарма, паньча-нитья-карма,
чистота-нечистота.
Ю
юга.
"Период, эра". Одна из четырех эр, которыми
измеряется продолжительность мира в индуизме.
Че-тыре эры называются сатья (или Крита), трета,
двапара и кали. В первом периоде дхарма
соблюда-ется неукоснительно, но с течением веков
добродетель начинает убывать, а невежество и
неспра-ведливость — возрастать. По окончании
кали-юги (юги, в которой мы находимся сейчас)
космический цикл начинается сначала, с новой
сатья-юги. В Махабхарате говорится, что в
сатья-югу все являются брахманами и цвет этой юги
— белый. В трета-югу праведность убывает на одну
четверть и люди ищут вознаграждения за
исполнение ритуалов и свои дары; цвет этой юги —
красный, и преобладает властное сознание
кшатриев. В двапара-югу появляются все четыре
варны. Цвет юги — желтый. В ка-ли-югу (черную)
праведность составляет одну десятую по
отношению к сатья-юге. Поклонение и
жерт-воприношение почти исчезают и преобладает
низкое сознание шудр. Широко распространяются
катак-лизмы, бедствия, ненависть, болезни, страх и
т. п. Люди деградируют, и уровень их мотивации
неуклон-но снижается. См.: космический цикл.
Я
"Я",
также Самость. Одно из совершенств Бога Шивы —
Абсолютная Реальность, Парашива. То, что
пребывает в сердцевине каждой души. См.:
Параматман, Па-рашива.
яджнопавита.
"Священный шнур". См.: упанаяна.
яджня
(ягья). "Поклонение; жертвоприношение". Одно
из центральных понятий индуизма:
жертвопри-ношение и подчинение посредством
актов поклонения, внутреннего и внешнего.
1)
Форма ритуального богослужения, которое было
особенно распространено в ведические времена и в
котором пожертвования — топленое масло (гхи),
зерно, пряности и ценные сорта дерева —
предлагают-ся огню в определенном писаниями
порядке при пении специальных мантр. Элемент
огня, Агни, почи-тается как божественный
посланник, передающий приношения и молитвы
богам. Древние Брахманы Вед и Шраута-шастры
описывают разные типы ритуалов яджни. Некоторые
из них так сложны, что требуют присутствия сотен
жрецов, чье мощное пение разносится на мили
вокруг. Эти главные яджни проводятся на больших
открытых площадках-ягашалах Домашние яджни,
описываемые в Грихья-шастрах, прово-дятся во
дворе дома. Яджня требует наличия четырех
обязательных компонентов. Это дравья
(жертвен-ные субстанции), тьяга (дух приношения
всего в жертву Богу), дэвата (небесные существа,
которые получают жертвоприношение) и мантра
(обладающее силой слово или песнь).
Хотя
пуджа (храмовое поклонение с водой,
светильниками и цветами) широко заменила собой
яджню, этот древний ритуал еще существует и
специализирующихся на нем жрецов по-прежнему
готовят в шко-лах в Индии. Крупномасштабные яджни
проводятся по особым поводам, например для
испрошения у богов дождя во время засухи или мира
во время кровавой гражданской войны. Даже в
храмах яджня имеет свой агамический эквивалент в
виде церемонии под названием агникарака, хома
или хавана, ко-торая проводится у специальной ямы
для огня (хомакунды) во дворе (мандапе) храма как
часть сложных ритуалов-пудж.
2)
Личные акты поклонения или жертвоприношения.
Сама жизнь — это джи-ваяджня. Упанишады
пред-лагают совершать "внутренние яджни",
предлагая частицы малого "я" огню садханы и
тапаса, пока не воссияет великое "Я".
Домохозяин выполняет яджню пять раз в день
(паньча-махаяджня, описанная в Дхарма-шастрах),
делая приношения риши, предкам, богам, тварям и
людям, следующим образом. Брахма-яджня (или
Веда-яджня, риши-яджня): выполняется при изучении
и преподавании Вед. Дэва-яджня (церемония хома):
признание долга перед теми, кто управляет
природой, и подношение им пищи через огонь.
Пит-ри-яджня: предложение пирога (пинда) и воды
предкам семьи и прародителям челове-чества.
Бхута-яджня: выставление на землю пищи (бали) для
зверей, птиц, насекомых, не имеющих кас-ты бродяг
и низших существ невидимых миров. Ма-нушья-яджня:
кормление гостей, бедных, бездомных и учащихся.
Манушья-яджня включает в себя все виды
благотворительности. Изучение Вед происходит
утром.
Остальные
четыре яджни выполняются до полуденного приема
пищи. Как говорят мистики, чтобы при-ношения были
истинными и ценными, все они должны
расплавляться в огне кундалини силой внутрен-ней
яджни. См.: дхарма, пуджа.
Яджнявалкья-смрити.
Индуистский свод законов, одна из Дхарма-шастр,
уступающая по авторитет-ности только более
ранней Ману-дхарма-шастре. См.: Дхар-ма-шастра,
смрити.
Яджнявалкья-упанишад.
Метрическое воспроизведение Джабала-упанишады,
в котором обсуждаются санньяса, отречение от
мирской жизни и поиск освобождения.
Яджурведа.
"Веда жертвенных формул". Одно из четырех
собраний откровенных текстов, называемых Ведами
(Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа).
Используемый отдельно, термин Яджурведа обычно
относится к центральной и древнейшей части этой
Веды — Самхите, "собранию гимнов". Есть две
версии Яджурведы: 1) Кришна ("черная")-
Яджурведа (называемая так потому, что материал
ком-ментариев, Брахман, перемешан с гимнами) и 2)
Шукла ("белая" или "чистая")- Яджурведа
(где гимны не перемежаются никакими
комментариями). Содержание этих двух версий
представлено в разном по-рядке.
Яджурведа-самхи-та делится на 40 глав и содержит
1975 станц. Около 30 процентов стихов взя-ты из
Ригведа-самхиты (в частности, станцы из восьмой и
девятой глав). Яджурведа — специальное собрание
гимнов для пения во время яджни.
Кришна-Яджурведа-самхита существует сегодня в
различ-ных редакциях, из которых важнейшие —
Тайттирийя-самхита и Майтраяни-самхита. Наиболее
зна-чительная из редакций
Шукла-Яджурведа-самхиты называется
Ваджасанейи-самхита. См.: Веды.
язычник.
Термин, употребляемый в негативном смысле в
семитических (авраами-ческих) религиях и
обозначающий последователя другой (или вообще
никакой) религии. Кроме того, язычеством часто
на-зывают дохристианские религии Европы,
шаманизм и другие аборигенные верования всего
мира, сохра-нившиеся в той или иной степени по сей
день, несмотря на организованное подавление.
Язычники по-степенно выходят из подполья; многие
из них признают родство своих религий с
индуизмом.
Яма.
"Сдерживающий". Индуистский бог смерти;
надзирает за процессом смертного перехода и
выводит душу из ее физического тела. См.: смерть.
яма-нияма.
Первые два из восьми членов раджа-йоги,
составляющие фундаментальный этический ко-декс
индуизма и основу всякого духовного прогресса.
Ямы (этические ограничения) и ниямы (религиоз-ные
предписания) формулируются во многих писаниях, в
частности в Шандилья- и Вараха-упанишадах,
Хатха-йога-прадипике Горакшанатхи, Тирумантирам
Тирумулара и Йога-сутрах Патанджа-ли. Во всех
этих текстах перечисляются десять ям и десять
ниям, за исключением классической работы
Патанджа-ли, в которой упоминается только по пять
тех и других. Благодаря своей краткости, весь
кодекс легко запоминается и может
просматриваться духовным искателем ежедневно.
Десять традиционных ям и ни-ям таковы:
Яма:
1)
ахимса: "непричинение вреда". Не причинять
вреда другим ни мыслью, ни словом, ни делом.
2)
сатья: "правдивость". Не лгать и не нарушать
обещаний.
3)
астейя: "нестяжание; отказ от воровства". Не
красть, не завидовать чужому богатству и не
делать долгов.
4)
брахмачарья: "божественное поведение".
Контролировать похоть и сохранять целомудрие до
вступ-ления в брак.
5)
кшама: "милосердие; прощение; терпение". Быть
терпимым к людям и терпеливым в трудных
обстоя-тельствах.
6)
дхрити: "стойкость". Преодолевать
нерешительность, страх и переменчивость.
7)
дайя: "сострадание". Преодолевать
собственные жестокие чувства и равнодушие по
отношению ко всем существам.
8)
арджава: "честность, прямодушие". Не
обманывать и не мошенничать.
9)
митахара: "умеренный аппетит". Не есть
слишком много и вообще не употреблять мяса, рыбы,
птицы и яиц.
10)
шауча: "чистота". Избегать нечистоты в теле,
уме и речи.
Нияма:
1)
хри: "раскаяние; скромность". Быть скромным и
проявлять раскаяние в случае совершения плохих
поступков.
2)
сантоша: "удовлетворенность". Умение
находить в жизни радость и безмятежность.
3)
дана: "давание". Подавать милостыню и
оказывать щедрую помощь, не думая о награде.
4)
астикья: "вера". Твердая вера в Бога, богов,
гуру и путь к просветлению.
5)
Ишвара-пуджана: "почитание Господа".
Культивировать в себе преданность Богу путем
ежедневного поклонения и медитации.
6)
сиддханта-шравана: "слушание писаний".
Изучать писания и слушать мудрых из своей
духовной линии.
7)
мати: "размышление; понимание". Развивать в
себе духовную волю и интеллект под руководством
гуру.
8)
врата: "святые обеты". Добросовестно
выполнять религиозные обеты, правила и
предписания.
10)
тапас: "аскетизм". Выполнение садханы,
покаяния и жертвоприношения.
Патанджали
приводит такой список ям: ахимса, сатья, астейя,
брахмачарья и апариграха (отсутствие жадности). К
ниямам он относит следующие предписания: шауча,
сантоша, тапас, свадхьяя (размыш-ление о себе;
изучение писаний) и Ишвара-пранидана
(поклонение). См.: раджа-йога.
янтра.
"Сосуд". Мистическая диаграмма, состоящая из
геометрических фигур и букв, обычно
выграви-рованная на небольшой пластине из
золота, серебра или меди. Иногда делается
объемной (из камня или металла). Назначение янтры
— фокусировать духовные и ментальные энергии
для достижения здоровья, богатства, вызывания
того или иного бога, удачных родов и т. д., в
зависимости от типа янтры. Янтра обычно
устанавливается возле или ниже храмового
божества. Видимая эзотерически, храмовая янтра
является трехмерным зданием из света и звука, в
котором работают дэвы (боги). На астральном плане
она гораздо больше, чем сам храм. Шри-Чакра: самая
известная из янтр, централь-ный священный образ в
богослужении шактистов. Состоит из девяти
переплетенных треугольников и представляет
многомерные проявления Шивы и Шакти. Янтры также
используются для индивидуальной медитации и
садханы, особенно в традиции шактизма. У шиваитов
наиболее священной является Тиру-амбала-чакра,
представляющая Господа Натараджу. См.: мурти.