Ф
формы не имеющий (санскр. ататтва). Находящийся за пределами формы или субстанции. Пытаясь описать невообразимый, неописуемый Абсолют, говорят, что "он не имеет времени, не имеет формы, не имеет пространства". Бог Шива и имеет форму, и не имеет ее. Он — личностный Бог, проявляющийся в бесчисленных формах; и Он же — безличный, трансцендентный Абсолют за пределами всех форм. Мы знаем Шиву в трех Его совершенствах, из которых два связаны с формой, а одно — не связано. В дан-ном контексте не имеющий формы не означает "аморфный" или "бесформенный" (последние понятия подразумевают наличие формы, хотя и непостоянной, все время изменяющейся). Имеется в виду отсутствие субстанции, которое иногда понимают как пустоту за пределами бытия, из которой происходит полнота всего. Описывая "Я" как не имеющее формы, обычно также упоминают, что оно не имеет изме-рений времени и пространства. Все это указывает на полную трансцендентную необусловленность. См.: ататтва, Парашива, Саччидананда, пустота.
хавана.
"Очаг для священных подношений; возлияние
огню". То же, что хома. См.: Агни, хома, яджня.
хамса.
"Лебедь", а точнее, дикий гусь Anser indicus.
Вахана, или перевозчик, бога Брахмы.
Символизи-рует, в числе прочего, Высшую Душу и
индивидуальную душу, а также представителей
благородного класса отреченных адептов
(парама-хамса), летающих высоко над всем мирским,
движущихся прямо к цели, и йогов, обладающих
способностью к различению. Как грациозный
лебедь, по поверью, обладает способностью
отделять молоко от воды, так и эти истинные йоги
могут видеть только Божественное, от-бросив все
остальное. Мантра "хамса" представляет
собой звуки выдоха (хам) и вдоха (са). См.:
пара-махамса.
Хари-Хара.
"Вишну-Шива", то же, что Шанкаранараяна,
иконографическая форма Всевышнего, у которой
правая половина тела взята от Шивы, а левая —от
Вишну. Символизирует то, что Шива и Вишну не
яв-ляются двумя отдельными Божествами. См.:
Брахма, Вишну, мурти, Парамешвара.
хатха-йога.
"Сильная йога". Система физических и
ментальных упражнений, разработанная в
древно-сти мудрецами-риши как средство
омоложения, которые медитировали многими часами,
а сегодня ис-пользуемая для подготовки тела и ума
к медитации. Элементами хатха-йоги являются: 1)
позы (асана), 2) очистительные практики (дхаути или
шодхана), 3) управление дыханием (пранаяма), 4)
замки (банд-ха), которые временно ограничивают
локальные токи праны, 5) жесты рук (мудра). Все эти
элементы ре-гулируют ток праны и очищают внешнее
и внутренние тела. Хатха-йога широко
практикуется во многих традициях. Это третий и
четвертый члены (анга) раджа-йоги Патанджали.
Неотъемлемая часть шиваит-ских и шактистских
тантрических традиций и аюрведической медицины.
На Западе воспринята поверх-ностно, как
оздоровительная, стрессопонижающая система
упражнений. Эзотерически ха и тха указы-вают,
соответственно, на микрокосмическое солнце и
луну, мужской (пингала) и женский (ида) токи в
че-ловеческом теле. Наиболее популярные
руководства: Хатха-йога-прадипика и
Гхеранда-самхита. См.: асана, кундалини,
раджа-йога.
Хатха-йога-прадипика.
"Прояснение хатха-йоги". Текст из 389 стихов
йога Сват-марамы (XIV век). Описывает философию и
практику хатха-йоги. Широко используется в
современных школах йоги.
хинду.
"Последователь Хинду Дхармы; индуист".
Устаревший русский эквивалент — индус. Другие
сан-скритские синонимы — санатани, арья. См.:
индуист, индуизм, Санатана Дхарма.
Хиндуизм
тудэй ("Индуизм сегодня"). Индуистская
семейная газета, основанная Садгуру
Субрамуни-ясвами и выпускаемая ежемесячно
Гималайской Академией для утверждения Санатана
Дхармы и фик-сирования современной истории этой
возрождающейся всемирной религии, имеющей около
миллиарда последователей. Это в семирно
признанный, имеющий награды источник информации,
который произ-водится при помощи компьютерных
технологий, имеет более 250000 читателей в более чем
150 странах и издается на английском и хинди.
Выпускается также дайджест на голландском языке.
См.: Гималай-ская Академия.
хома.
"Жертвование огню". Сакральная церемония, в
ходе которой богам предлагаются жертвы через
посредство огня. Огонь разводится в освященном
очаге, хомакунде, обычно сложенном из земляных
кирпичей. О ритуалах хомы говорится в Ведах,
Агамах, Дхарма- и Грихья-шастрах. Хома
выполняется как часть многих домашних ритуалов и
перед основными пуджами в храмах. См.: пуджа,
яджня.
храм.
Место, посвященное поклонению Богу или богам.
Индуисты почитают свои храмы как священные,
магические места, в которых наиболее сознательно
сходятся три мира, как устройства, специально
по-строенные для того, чтобы проложить канал для
тонких духовных энергий существ из внутренних
миров. Духовная атмосфера в храме поддерживается
посредством совершения регулярных церемоний
бого-служения (пудж), в ходе которых вызывается
Божество, использующее установленный в храме
образ (мурти), обычно статую, в качестве
временного тела и благословляющее живущих на
земном плане. В индуизме храм — это средоточие
практически всех аспектов общественной и
религиозной жизни. Храм в Индии обычно называют
санскритскими словами мандира, дэвалайя или
Шива-лайя (если это храм Ши-вы) или местноязычными
терминами, например по-тамильски — коиль. В храме
имеется "святая свя-тых", гарбхагриха
("внутренняя палата"), где установлено
главное мурти. Это маленькая комната, по-хожая на
пещеру, обычно с гранитными стенами. В нее могут
входить только священники. В агамических храмах
устанавливают также дхваджастамбху, флагшток,
который, с метафизической точки зрения, яв-ляется
вторым полюсом, дополняющим мурти. Между ними
создается то энергетическое поле, в кото-ром
содержится энергия храма. Рядом с флагштоком
расположена балипитха ("место предложения")
— камень в форме перевернутого лотоса на
пьедестале, возле которого преданные должны
оставить все негативные мысли, входя в храм. В
индуистском храме имеется также мандапа
(притвор) — двор, откры-тый зал или комната, где
собираются преданные для церемонии. Иногда, в
больших храмах, имеется несколько притворов,
расположенных в ряд или концентрически. В южной
Индии над входом в храм имеет-ся гопура, богато
украшенная башня, часто весьма высокая. См.:
мурти.
хри.
"Раскаяние; скромность". См.: яма-нияма.
целомудрие.
См.: брахмачарья, яма-нияма.
Ч
Чайтанья.
"Дух, сознание, особенно высшее сознание;
Высшее бытие". Очень распространенный тер-мин,
часто с определителями, напр, сакши-чайтанья,
"свидетельствующее сознание", или
бхакти-чайтанья, "преданное сознание". См.:
читта, сознание, ум (пять состояний), сознание
Шивы.
Чайтанья
Махапрабху, Шри (1486—1534). Знаменитый вишнуитский
святой, сегодня особо почитае-мый в Бенгалии и
Ориссе, прославившийся своими экстатическими
состояниями преданности. Пропове-довал
дуалистическую философию, согласно которой
бхакти, преданность божественной чете
Радха-Кришна, является единственным способом
освобождения. Практика заключается в основном в
киртане, бхактистском пении и танце. Он положил
начало вишнуитской секте гаудийя, несколько
ветвей которой сохранились по сей день, в том
числе ISKCON ("Международное общество Сознания
Кришны"). См.: Кришна, вишнуизм, веданта.
чакра.
"Колесо". Центр силы и сознания,
расположенный во внутренних телах человека. В
физическом теле чакрам соответствуют различные
нервные сплетения и железы. Семь основных чакр
можно уви-деть психически как разноцветные
многолепестковые лотосы или колеса. Они
расположены вдоль по-звоночного столба от
основания до черепной полости. Кроме того, есть
семь плохо видимых чакр ниже позвоночника. Они
являются центрами инстинктивного сознания,
источниками зависти, ненависти, рев-ности, печали
и т. п. Они составляют нижний, или адский, мир,
называемый нарака или патала. Таким образом,
всего есть 14 главных чакр.
Семь
верхних чакр, снизу вверх: 1) муладхара (основание
позвоночника) — память, время и простран-ство; 2)
свадхиштхана (ниже пупка) — рассудок; 3) манипура
(солнечное сплетение) — сила воли; 4)
анахата(сердечный центр) — прямое познание; 5)
вишуддха (горло) — божественная любовь; 6) аджня
(третий глаз) — божественное видение; 7) сахасрара
(макушка головы) — просветление, богоподобие.
Семь
нижних чакр, сверху вниз: 1) атала (тазобедренные
суставы) — страх и похоть; 2) витала (бедра) —
бурный гнев; 3) сутала (колени) — мстительная
ревность; 4) талатала (голени) — постоянное
за-блуждение; 5) расатала (лодыжки) — эгоизм; 6)
махатала (ступни) — отсутствие сострадания; 7)
пата-ла (подошвы ступней) — злоба и склонность к
убийству.
Чалукья.
Индийская династия, правившая в районе Пенджаба
в 450 — 1189 гг. В ее правление процве-тали буддизм и
шиваизм, были созданы знаменитые фрески
буддийского пещерного храма Аджанта и
значительно продвинулось вперед индуистское
искусство строительства храмов.
чандана.
"Сандаловая паста". Одна из священных
субстанций, предлагаемая во время пуджи, а потом
раздаваемая преданным как святыня (прасада).
Чандра.
"Луна". Так называют и планету, и ее божество.
Первая играет очень важную роль в индуист-ской
астрологии и в составлении праздничного
календаря. Второе считается управителем эмоций.
Чарвака
(ок. 600 г. до н. э. ). "Сладкий голос или слово".
Индийский философ, оформивший школу чисто-го
материализма, которая носит его имя. Один из
величайших скептиков всех времен. См.: настика.
чарья-пада.«Стадия
доброго поведения». Период религиозного
ученичества, посвящаемый служению и выработке
характера. См.: пада, шайва-сиддханта, шиваизм.
чатур-дхарма.
"Четыре дхармы": puma, ашрама-дхарма,
варна-дхарма, свадхарма. См.: дхарма.
чела
(хинди). "Ученик". Ученик гуру, синоним слова
шишья. Женская форма — челина или чели.
Челлаппасвами
(1840 — 1915). "Богатый отец". Сиддха- отшельник и
садгуру Кайла-са-парампары
Нан-динатха-сампрадайи, живший на полуострове
Джафна (Шри-Ланка) возле храма Наллур Кандасвами
в маленькой хижине, на месте которой сейчас
находится его усыпальница-самадхи. Среди его
учеников был Йогасвами, которого он интенсивно
обучал в течение пяти лет и инициировал в
качестве своего ду-ховного преемника. См.:
Кайласа-парампара, Натха-сампрадайя. Также см.
Приложение 4.
Ченнабасаванна.
"Малый Басаванна". Богослов XII века, который
систематизировал религиозное уче-ние
вира-шиваизма.
Чидамбарам.
"Зал сознания". Знаменитый южноиндийский
храм Шивы Натара-джи. См.: Натараджа.
Чинмайянанда,
Свами (1917—1993). Ведантистский писатель, лектор,
деятель индуистского возрожде-ния, основатель
"Миссии Чинмайи" и соучредитель "Вишва
Хинду Паришад". См.: джагадачарья.
Чинна
Бомман (1559—1579). Царь Велура, в районе Мадраса,
покровитель и ученик Аппайи Дикшиты.
Чистое
Сознание. См.: Парашакти, Саччидананда, таттва.
чистота
и нечистота (санскр. шауча-ашауча). Чистота и ее
противоположность, загрязнение, явля-ются
фундаментальными понятиями индуистской
культуры. Они имеют отношение не только к
физиче-ской чистоте, но и к чистоте в ее
социальных, ритуальных, ментальных,
эмоциональных, психических и духовных аспектах.
Свобода от всех видов загрязнения является
ключом к индуистской духовности и одной из ям.
Физическая чистота требует чистой и
упорядоченной окружающей среды, йогического
очи-щения внутренних органов и частого омовения
водой. Ментальная чистота достигается
медитацией, праведной жизнью и правильным
мышлением. Эмоциональная чистота зависит от
контроля над умом, прояснения подсознательного и
хорошего круга общения. Духовная чистота
достигается следованием ямам и ниямам, изучением
Вед и других писаний, паломничеством, медитацией,
джапой, тапасом и ахимсой. Ритуальная чистота
требует соблюдения определенных праяшчит, или
покаяний, в компенса-цию загрязнения, вызванного
зарубежными поездками, контактами с низменными
людьми или плохими местами, обращением в другую
веру, прикосновением к телесным нечистотам,
посещением похорон и т. д. Есть три формы чистоты
— чистота ума, речи и тела (или мысли, слова и
дела). Чистота — это есте-ственное состояние
души. Нечистота, или загрязнение, является
состоянием вторичным, неестествен-ным, наносным.
Источники нечистоты — фальшивый, извращенный
опыт и усвоение замутняюших исти-ну понятий. В
повседневной жизни индуист стремится защищать
свою исконную чистоту при помощи мудрого образа
жизни, следующего законам дхармы. Этот образ
жизни включает в себя обуздание сек-суальных
энергий, общение с другими добродетельными
преданными индуис-тами, воздержание от гру-бых,
гневных и неприличных слов и поддержание чистоты
и здоровья физического тела. См.: дхарма, папа,
покаяние, пунья, яма-нияма.
Чит.
"Сознание" или "осознание". В философии
— "чистое осознание, трансцендентное
сознание", как в термине Сат-чит-ананда. В
обыденном употреблении чит означает
"воспринимать, осознавать". См.: читта,
сознание, ум (универсальный).
читсабха.
"Зал сознания". См.: Натараджа.
читта.
"Ум, сознание". Ум как субстанция. На личном
уровне — то, в чем записываются ментальные
впечатления и опыт. Местопребывание
сознательного, подсознательного и
сверхсознательного состоя-ний и тройственной
ментальной способности (антахкараны), состоящей
из буддхи, манаса и ахамкары. См.: сознание, ум
(индивидуальный), ум (универсальный).
чудакарана.
Церемония ритуального обрития головы. См.:
самскара.
Чхандас-веданга.
Вспомогательные ведические тексты о метрических
правилах стихосложения. Чхан-да, метр, относится
к четырем лингвистическим искусствам,
необходимым для овладения Ведами и ри-туалами
яджни. Чхандас переводится как "желание,
воля" или "метрическая наука". Важнейший
текст по чхандасу — приписываемая Пингале (ок. 200
г. до н. э.) Чханда-шастра. См.: Веданга.
Чхандогья-упанишад(а).
Одна из главных Упанишад. Состоит из восьми глав
"Чхандогья-брахманы" Самаведы. Посвящена
происхождению и значению звука Аум, важности
Самаведы, "Я", медитации и жизни после
смерти. См.: Упанишад.